"Случайные совпадения". Группа "Синие Носы"

Проект предполагает визуальное исследование некоторых художественных отечественных и западных произведений аналогичных по концепции и исполнению. Сравнивая эти пары, проект пытается ответить на вопрос: почему это происходит?  

Делая выставки в зарубежных музеях и галереях, сибирские художники с удивлением обнаружили там первоисточники многих российских шедевров. Они задались вопросом: что такое отечественное "современное искусство"? Почему оно зачастую вторично? 

Злой американский журнал "Арт-форум" как-то сообщил, что никакого "российского современного искусства"   вообще не существовало. Что всё это – цыганщина. Другими словами: советские, а позже российские «современные» художники смотрели на западные аналоги и делали «похоже».  Примеров – масса. Исключений – единицы. Хотя, конечно, были и цитаты, и римейки традиционных сюжетов, и сознательная апроприация. А «Синие Носы» зафиксировали и обратные взаимовлияния. Это повелось так с давних пор. Половина шестидесятников были несознательными сезаннистами-постимпрессионистами. В 1980-е "неофициальное" искусство являлось инструментом в борьбе идеологий, основным месседжем  был сигнал Западу: "я свой, буржуинский!", но после распада Советского Союза никакая идеология этот инструмент не подобрала... Раньше "современное искусство" было попыткой расширить кругозор, соотнестись с мировыми веяниями. Теперь оно замкнулось в себе, стало модным трендом. Частью стандартизированной культуры, клонирующей арт-бренды. Однако, период бессознательного копирования зарубежных образцов подошёл к концу. Московская биеннале продемонстрировала, что воспроизводить среднестатистический западный мейнстрим мы научились.

Но это мало кого удовлетворяют. Хочется чего-то более энергичного. Проект призван это подытожить. Современное искусство до сих пор живет дискурсом 1990-х годов. Смежные гуманитарные области (литература, например) развиваются и не стоят на месте. А в "современном искусстве" – застой. "Современные" и "традиционные" приёмы давно равноправны. Важна не имитация тех или иных внешних форм, а исследование и зондирование с их помощью коллективного бессознательного здесь и сейчас. С этим согласны все. Большинство художников так и работают. Надо лишь осознать новые приоритеты.

Около 140 парных иллюстраций работ российских и зарубежных авторов.

 
2014предыдущий месяцследующий месяц
Вконтакте
Facebook
Instagram
Подписка на еженедельную рассылку
© Государственный центр современного искусcтва. Разработка [artinfo]. Дизайн [Андрея Великанова]