Манифест ТРИВА

ТРИВА - первая в СССР официально зарегистрированная творческая  группа фотографов, существовавшая при Кузнецком металлургическом комбинате (Новокузнецк) в конце 70-х – начале 80-х годов и запрещенная органами госбезопасности и партийным руководством за “очернительство”. Название означало имена ее участников – два Владимира и Александр: Владимир Воробьев (1941 – 2011), Владимир Соколаев и Александр Трофимов.

 
Все участники группы работали на КМК фотографами, снимали жизнь крупнейшего в стране металлургического завода. Группа выдвинула свой творческий манифест, который декларировал особенности и метод репортажной фотографии - отсутствие спецфотобработки, отсутствие спецкадрирования и так далее. Главное в творчестве группы - отсутствие какой-либо постановочности, абсолютная документальность. В СССР, где “постановочными” были даже самые знаменитые, “иконные” фотографии, такой подход выглядел антисоветским. За год официального существования группа приняла участие в 19 выставках, в том числе и зарубежных – что и поставили фотографам в вину органы.
 
В 1982 г. начались проверки группы партийными органами, против ТРИВА выступили местные фотографы, реальной была угроза обысков. Большую часть архивов группы пришлось уничтожить. По настоятельной рекомендации Кемеровского обкома КПСС регистрация фотогруппы ТРИВА была аннулирована, а администрация Кузнецкого металлургического комбината  заменила весь творческий состав кинофотолаборатории. Официально группа ТРИВА просуществовала меньше года, оставив значительный след в фотографии.
 
ТРИВА - одно из самых больших «белых пятен» в истории советской и российской фотографии, а авторов, входивших в группу, называют едва ли не самыми недооцененными фотографами. “Манифест ТРИВА” - первая выставка группы, хотя персональные выставки участников проходили многократно.
 
 
МАНИФЕСТ
 
Особенностью фотографии является ее способность безупречно отображать событие трехмерного мира на плоскость фотопленки, и создавать его двухмерную копию - фотодокумент. Так устанавливается взаимосвязь между Событием и фотоснимком. Безупречность отображения является уникальным качеством Фотографии, что делает ее идеальным инструментом, способным сохранять в человеческой истории материализованную Реальность. Вторым не менее уникальным качеством Фотографии является ее специфическая взаимосвязь со Временем. С помощью Света в Металле запечатлевается тонкий срез Единого Потока. Щелчком затвора этот срез, толщиной в выдержку, изымается из Вечности. Одновременно с материализацией изображения на фотобумаге срез Вечности развертывается в текущем пространстве Настоящего. А событие, запечатленное на снимке, предъявляется нашему вниманию и входит в нашу жизнь, создавая в ней окно в пространство Истории. Ничто, кроме фотографии, не обладает уникальной способностью преобразовывать мгновение в Вечность. Каждый щелчок затвора прорезает Вход в непрерывный Поток Времени и оставляет его открытым до тех пор, пока существует сам снимок. Так фотография возвращает человеку забытую способность сохранять связь времен внутри Вечности.
 
Наши фотографии - результат нашего личного решения внести запечатленные события в собственную жизнь. Ими мы расширяем собственную историю, добавляя к ней избранные срезы Вечности, окружая себя открытыми Входами в события, встречи и явления. Это Присутствие, неизбежно меняет и наше пространство и нас самих.
 
В этом - наш выбор и наша ответственность.
 
Мир форм - лишь проявление Единства и потому безупречен в своих взаимодействиях. Наблюдая за развитием форм и осознавая Законы их взаимодействия, мы познаем Того, Кто являет Себя. 
 
 
 
ВОРОБЬЕВ ВЛАДИМИР (1941 – 2011). Фотограф
 
Выставки: городские - 1974, 1977, 1980, (l-я московская выставка художественной фотографии, посвященная Олимпийским играм, Москва); областные -1977 (Кемерово); межреспубликанские - 1980 («ФОТОПРЕМЬЕРЫ-80», Кишинев; «Современность в фотографии», Днепропетровск); 1981 («Портрет современника», Шауляй, Литва); всесоюзные-1981 («Человек и металл», Днепропетровск); 1989 (150-летию фотографии); зарубежные -1980 («ПРЕМФОТО-80», Венгрия; «Человек и Город», УССР; «Человек и Труд», Чехословакия; «СТУДЕНТФОТО-80», УССР, «Портрет социалистического человека», УССР; «Сельское хозяйство сегодня», Венгрия; «Встречи-80», УССР); международные - 1980 (фотосалон «Ружемберок-80», УССР; «Пловдив-80, Болгария; «ИНФО-СКАН-БАЛТИК-80», ГДР; «Витковице-80», ЧССР; XV Биеннале фотографии, Бухарест, Румыния), 1980/1981 («ИНТЕРФОТОКЛУБ-80», ЧССР), 1982 («Человек и мир», Москва); групповые - 1988 (дТС), 1989 (Москва, «Регион»), 1991 (Дериглазов о., Трофимов А, НМИИ), 1996 (НХМ), 1997 (НХМ, 65-летию КМК); персональные -1995/96, 2012 (НМИИ).
 
Основное направление работы - социальная фотография.
 
Родился 26 марта 1941 года, в городе Краснослободске, Волгоградской области. Жил вместе с родителями и старшим братом. В 17 лет ушел из дома. В 1959 году был призван в армию, служил на территории Германии. В 1962 году демобилизовался и по комсомольской путевке попал в Новокузнецк, тогда - Сталинск. С 1967 года работал инженером на Западно-Сибирском металлургическом комбинате. Дважды поступал на заочное отделение факультета журналистики МГУ - не поступил, затем некоторое время учился в СМИ - Сибирском металлургическом институте. В 1974 году получил диплом факультета журналистики Новокузнецкого педагогического института.
 
В середине 70-х гг. при Кузнецком металлургическом комбинате возник кино-корреспондентский пункт - «КМК-фильм». В рамках этой киностудии, 4 апреля 1980 г. было создано творческое объединение «ТРИВА» (Владимир Воробьев, Владимир Соколаев, Александр Трофимов). Студия просуществовала до 1982 года, после чего была распушена из-за конфликта с властью. Во время работы объединения был окончательно определен стиль репортажная съемка так называемыми «полтинниками» - 50 мм объективами.
 
Всегда считал, что наибольшую ценность для внимания фотографа имеет социальная фотография. Именно она, как отражение действительности. Повседневность, обыкновенность, жизненность - что может быть важнее, чем это? Ведь это ПРАВДА. И самый главный критерий для определения хорошей социальной фотографии - ПРАВДИВОСТЬ. Я спросила его однажды, чем он руководствуется при отборе фотографий, каким особым способом он отличает ту самую, подлинную фотографию? Он ответил: «На самом деле, все просто. Ты смотришь на фотографию и видишь, как сквозь внутренний точный импульс фотографа постепенно проявляется запечатленный им пункт ВСЕЛЕННОЙ. Мария Исмаилова
 
 
 
 
ТРОФИМОВ АЛЕКСАНДР. Фотохудожник, член СФ России.
 
Родился 6 декабря 1948 г. в Кемерове. Фотографией занимается самостоятельно с 10-летнего возраста. В киностудии «КМК-фильм» с 1977 до закрытия. Член творческого объединения фотографов КМК ТРИВА со дня основания и до расформирования. Участник фотовыставок с 1977 г. В 1991 г. был избран Председателем правления Кузбасского территориального отделения Союза фотохудожников.
 
Награды: диплом международного конкурса фотографии «АССО-фото-79»; Гран-При «Интерфотоклуб-80» (ЧССР); диплом выставки «Малый формат-80»; 1981 - медаль межреспубликанской фотовыставки «Портрет современника-80» ; 2006 - 1-й приз на фотовыставке «Запсиб и его люди» (Новокузнецк).
 
Выставки: городские -1977, 1980, 1985; всесоюзные - 1981 («Человек и металл», Днепропетровск); 1989 (150-летию фотографии, Москва), 1994 (Москва, ЦДХ); 1980 («Современность в фотографии», Днепропетровск), 1981 («Портрет современника», Шауляй, Литва); зарубежные - 1987 («Другая Россия», Oksford Muzeum of Modern, Англия) и др.; международные - 1979 (7 Бифото, Берлин), 1980 (Премфото, Венгрия; Пловдив-80, Болгария; фотосалон в Витковице; «Малый формат-80», Варшава; 14 выставка Инфосканбалтик-80, Интерфотоклуб-80; фотосалон «Ружемберок», Чехословакия) и др.; групповые - 1988 (ДТС, «Экология»), 1989 (Москва, «Регион»), 1991 (НМИИ), 1996 (НХМ), 1997 (Москва, Ярославль, Красноярск – «100 видов КМК») и др.; персональные - 2001 (НХМ, «Тени забытых предков», Новокузнецк).
 
Александр Трофимов - автор фотографий для набора открыток с фотографиями города.
 
Произведения А. Г. Трофимова находятся в собрании Новокузнецкого художественного музея.
 
 
 
 
СОКОЛАЕВ ВЛАДИМИР. Фотография - отображение Мира путем воздействия Света на Металл.
 
Окончил Ленинградский институт киноинженеров в 1983году. Профессию фотографа выбрал в 1974 г. на металлургическом комбинате КМК в Новокузнецке. Организатор и участник первой в СССР творческой группы фотографов «ТРИВА» с момента ее основания в 1978 году, до закрытия в 1982-м. Занимается только документальной фотографией - от социальной до ландшафтной.
 
Участник 76-х зарубежных, международных и всероссийских выставок и конкурсов. Был отмечен 12-ю дипломами, 16-ю премиями, 5-ю призами и 2-мя медалями. С 1987 года начал представлять социальные фотопроекты: «дети в доме» (1987), фотовыставка-акция «Экология» (1988), «Регион» (1989), «дом Ребенка» (1989), «Хром» (1990). Персональные фотовыставки открывал 14 раз. С 1990 года сменил фотоаппарат, но видеокамеру и занялся ландшафтной видеосъемкой. Автор 14 документальных видеофильмов.
 
С 2008-го по 2011-й год организовал для сибирских зрителей четыре фотовыставки проекта «Вечные Миры».
 
 
2014предыдущий месяцследующий месяц
Вконтакте
Facebook
Instagram
Подписка на еженедельную рассылку
© Государственный центр современного искусcтва. Разработка [artinfo]. Дизайн [Андрея Великанова]