А. Раппапорт. Разоблачения не менее важны, чем фокусы

18.02.2009

Автор: [Александр Раппапорт]

Рубрика: Публикации сотрудников ГЦСИ

Понятие "популяризатор" в мире академической науки и искусства обычно сопряжено с унизительными коннотациями. Популяризаторов обычно трактуют как своего рода паразитов на теле науки и искусства, торгующих в розницу тем, что было добыто трудом кропотливого труда безвестных фанатиков.

Как замечает в своей статье Алессандра Стэнли 18 июня 2007, посвященной телепрограммам сети PBS "Шедевры и соответствующие им моменты в истории", даже такой уважаемый ученый как Кеннет Кларк, организовавший в конце прошлого века серию телепередач под общей шапкой "Цивилизация", удостоился тогда презрительных насмешек. На сей раз дело приняло иной оборот, и автор воздает ведущему новой серии телепрограмм на каналах PBS Саймону Шаме - заслуженные им комплименты.

Сами каналы этой телесети можно в какой-то мере сопоставить с российским телеканалом "Культура". Система телеканалов PBS (The Public Broadcasting Service), была создана в начале 1970-х годов как частная некоммерческая система, объединившая множество телестанций и каналов и слившаяся затем с образовательными каналами в США.

Недавно система предоставила эфирное время выдающемуся историку, профессору Колумбийского университета Саймону Шаме для цикла передач под общим названием "Сила искусства".

Если раньше Саймон Шама был известен только людям, не пугающимся книг толщиной в тысячу страниц, то теперь он, кажется, неожиданно стал кумиром людей, привыкшим к "ящику", а не книжной полке. И Стэнли видит в этом отнюдь не падение уровня интересов выдающегося ученого, а своего рода знамение времени.

Мне кажется, что появление этой серии, которую смотрят сотни миллионов зрителей, уместно сопоставить с теми сотнями миллионов долларов, которые выкладывают на аукционах миллиардеры за картины Ван-Гога, Моне, Пикассо, Ренуара, Ротко, равно как и классиков живописи других эпох. Взлет художественного рынка, начавшийся в 90х годах прошлого века, - как полагали многие - спадет лет через семь, в соответствии с законом о чередовании семи тучных и семи тощих лет. Но вот уже минуло почти 11 лет со времени начала арт-бума, а он и не думает спадать. Разумеется, все сходятся во мнении, что этот небывалый покупательский ажиотаж прежде всего связан с опасениями насчет инвестиций денег, хлынувших в карманы миллиардеров, среди которых доля людей с Востока (России, Индии, Китая) растет с потрясающей скоростью. Это, наверное, так и есть. Но вопрос ведь в другом - почему эти люди так свято верят в неувядаемость художественных шедевров на фоне быстрой смены и переоценки художественных ценностей. Иными словами, - чем объяснить историческую стабильность художественных ценностей на фоне нестабильности самой истории?

Тема передач организованных Саймоном Шамой в какой-то мере, кажется, пытается дать ответ на этот вопрос.

Прежде чем говорить о самих этих передачах, стоит отметить, что популяризация искусства силами ведущих ученых и художников сама по себе не так уж и нова. Быть может, некоторые помнят, что в середине ХХ века выдающийся американский композитор и дирижер Леонард Бернстайн выступал по телевидению с лекциями о музыке, которые произвели фурор. Еще до эры телевидения выдающийся русский музыковед, друг Д.Д.Шостаковича, Иван Иванович Соллертинский читал потрясающие и крайне популярные публичные лекции о музыке, театре и литературе, предваряя ими концерты в Большом зале Ленинградской филармонии. Разумеется, нынешнее телевидение и Интернет открывает для подобного рода начинаний практически необозримое поле и миллиардную аудиторию, расширяя опыт искусства звучащего на факты искусства зримого. Но с одним условием. Эти передачи - будь то лекции, беседы или специальные программы, как это делает сам Шама, - должны быть в подлинном смысле слова шедеврами. Кажется, судя по рецензии Стенли, Саймону Шама это удается.

Разумеется он не пренебрегает известными историческим анекдотами, вроде анекдота о том, как Пабло Пикассо на вопрос фашистского офицера - о том кто сделал "Гернику", ответил - " вы". Но этот уже довольно затасканный, хотя, быть может, и не известный миллионам (как и сама "Герника") анекдот зазвучал по-новому, когда Шама рассказал о том, что перед приемом в ООН тогдашнего госсекретаря США Колина Пауэлла накануне первой войны в Ираке, гобеленовую копию "Герники" тактично завесили голубой тканью. Живописание ужасов войны казалось организаторам не лучшим аргументом для начала этой военной кампании.

Саймон Шама отказался от жанра "говорящей головы". Он прогуливается по берегу моря в том месте, где у Пикассо начались первые конфликты с Ольгой Хохловой, говорит по телефону с покойным Марком Ротко, показывает лестницу дома, в котором жил великий художник, и, что менее известно, великий любитель чтения - Винсент Ван Гог, способный часами обсуждать романы Диккенса и Золя.

Я не берусь судить о том, насколько глубоко смог Шама в каждом конкретном случае раскрыть для зрителей не только историческое и анекдотическое, но и собственно художественное значение шедевров живописи. Вероятно, в рамках телепередачи это сделать невозможно. Но, несомненно то, что он, таким образом, приблизил эти шедевры к миллионам людей, а не долларовых купюр.

Впрочем, тут есть и еще одно немаловажное обстоятельство. Комментируя бешеный рост цен на аукционах, аналитики ссылаются не только на то, что карманы миллиардеров трещат от ассигнаций, но и на то, что в современном мире некогда таинственная и секретная сфера искусства, магия живописи, доступная только посвященным, делается все более прозрачной. Этот процесс, связанный с расширением тематики СМИ, они сопоставляют с растущей прозрачностью финансовых институтов. Как знать, может быть и на самом деле это - две стороны одного процесса и магия чисел - миллионов и миллиардов - тут имеет два совершенно противоположных значения.

Разумеется, истолкование смысла художественных шедевров не есть то "разоблачение", которое имеется в виду при раскрытии механизмов финансовых операций, но в одном они схожи - дистанция между элитарными и массовыми сферами современной жизни начинает сокращаться. И этот феномен становящегося глобального общества не может не внушать известного оптимизма.

2014предыдущий месяцследующий месяц
Instagram
Facebook
Вконтакте
Instagram
Foursquare
Twitter
Теории и Практики
Youtube – Видео лекций
Подписка на еженедельную рассылку
Москва, ул. Зоологическая, 13. +7 (499) 254 06 74  © Государственный центр современного искусcтва. Разработка [artinfo]. Дизайн [Андрея Великанова]