Фабричный брак?

14.09.2006

Автор: [Александр Раппапорт]

Рубрика: Публикации сотрудников ГЦСИ

Мадонна не заплатила за телефонные переговоры из гостиницы. Ай! Ай!Ай!

Пресса шумит. Читатели негодуют. Подумать только! Ну что для нее 200 долларов, на которые мы можем жить целый месяц. Копейки! И вот какой срам – уехала не заплатив.

Ну да ладно, Бог с ней, с Мадонной. А наш Филипп Киркоров. Ну чего он девушек обижает, журналистов презирает? Что ему, мало, что ли девушек, которые готовы? Впрочем , не знаю, на что они готовы и готовы ли вполне.

Возникает старый русский вопрос «Кто виноват?», за ним, конечно, последует и «Что делать?». Но все по порядку.

Кто такие Мадонна и Киркоров? Это – звезды. Не знаю, какой величины и сравнимы ли эти звезды по величине, но это звезды.

Что такое звезда? Это не ленинградский литературный журнал и не орден на груди ветерана, это не вид шестеренки и даже не космическое тело – это артист или художник, которого любят миллионы. Как случилось им влюбиться – вот вопрос, на который придется отвечать. Лично не встречались, успеть почувствовать теплоту их душ, тонкость их натур у миллионов не было ни малейшего шанса. Вы скажете – что красивы. Так красивых людей вон сколько, а звезд среди них – пальцев на одной руке хватит пересчитать. Вы скажете – славно поют. Допустим. Допустим, хоть я и не специалист. Но ведь специалистов то по этой части тоже не так уж и много. Остается один более или менее правильный ответ. «Грамотно раскручены».

Вот это уже ближе к телу. Спрашивается, кто и когда раскручивал, зачем раскручивал?

Придется ответить прямо – Средства Массовой Информации, СМИ. СМИ раскручивали.

И раскручивают по сей день. И не только певцов – сегодня раскручивают уже и художников и архитекторов, футбольных игроков, олигархов (хотя не всех), политических деятелей, депутатов Думы и претендентов на все вышеуказанные титулы и должности.

СМИ – это фабрика звезд. И если у нас есть к звездам претензии, то согласно положениям о правах потребителей – мы должны обращаться на фабрику. Что толку спрашивать с холодильника – почему де он течет, нет смысла ругать велосипед, у которого втулка не сообщает колесам тяги, нечего бить кулаками по таблеткам, которые не спасют от ожирения, вопреки рекламе. Нужно обращаться на фабрику и требовать ответ с производителя.

Кто производитель звезд? Правильно, средства массовой информации. То есть телевидение (в первую очередь), журналы, газеты, радио и т.п. Почему Радио России, нося столь громкое название, почти ничего никогда не сообщает нам о России, ее местах и людях, зато каждую неделю медоточиво подсовывает нам беседы Александра Калягина с артистами – «Отзвуки театра»? Спрашивают ли нас, когда вешают нам на уши эту театральную лапшу с сахаром, нужно ли нам знать про их нелегкую жизнь? Не интереснее ли нам было бы узнать, что чувствуют и думают о жизни вагоновожатые метро и товарных локомотивов, контрабандисты черной икрой, ректоры университетов, берущие взятки, оборотни в погонах и в штатском, проститутки с Ленинградского проспекта и главных улиц сибирских городов, трудящиеся, застрявшие в шахтах…? И несть числа тем, кого мы бы хотели если не видеть, то хоть слышать, узнать о жизни в этой не слетающей с языка страны. Ан нет! Пожалте послушать артисток театра и кино с Мосфильма, Таганки или МХАТа. Каждую неделю! По частоте выхода в эфир эти интервью сопоставимы только с рекламой средства от склероза, да и пользы в них столько же.

Но это радио. А что на Телевидении? Опять же звезды и звездочки. Уж они и шутят, и улыбаются и скромно глазки опускают. Все великие – тут и Хазанов с Галкиным, и Петросян, и герои сериалов, которых жизни не хватит досмотреть до конца.

Что же в итоге? А очень просто: с помощью этой пропаганды так называемым звездам ничего другого и не остается как признать, что они существа особой породы, что людям они нужны больше воздуха и что не они должны платить, а что их существование должно быть оплачено всеми - от олигарха, до нищей старушонки. Ибо ими пользуются все от мала до велика.

После этого нелепо спрашивать, почему де они не всегда ведут себя корректно и кой где срываются с рукоятки. Таков фабричный брак. Точнее сказать, - такова конструкция.

Но это не только конструкция самих звезд, это и наша конструкция. Потому что мы с вами, уважаемые теле- и кино- зрители, радиослушатели и пр. изготовлены из отходов этого производства. СМИ делают нас вместе со звездами, в одном цеху, и мы исполняем роль охлаждающих установок, обеспечивая тепловой кругооборот в социальной машине.

Кому же нужна эта машина?

Конечно, она нужна блюстителям порядка. Внимание широкой публики необходимо к чему-то приковать, чтобы не отвлекались на посторонние мелочи жизни вроде пенсий, чтобы было чем занять свободное время, чтобы в обществе царил порядок и гармония.

Некогда функцию главной звезды политической эстрады играли вожди. Товарищ Сталин был популярнее и непогрешимее Павла Кадочникова и Любови Орловой. Теперь культ личности сместился с трибуны на эстраду и личности, которым обеспечивается культ, уже не ограничивают свое общение с публикой легким помаванием левой руки перед козырьком, а честно поют и танцуют со всей возможной силой (в сущности не столь уж и важно – под «фанеру» или так).

Ситуацию же, в которой без культа личностей в стране «нет порядка» это не меняет. Чтобы был порядок – нужен культ. Так что зря придираться к звездам, которые чего-то там не доделали, не заплатили и с кем-то там пособачились. Это важнейшие механизмы общественного порядка и благочиния. Пока они действуют, мы можем спокойно ходить по улицам, ездить в метро, заседать в Думе или, на худой конец, – на трибунах стадионов, глядя, как наши звезды «смотрят вниз». Что же касается до брака, то еще большой вопрос – виновата ли фабрика звезд в насаждении культа личности, или в том, что в системе СМИ есть утечки информации, и нам становятся известны маленькие грешки великих людей. Если конечно сами эти утечки – не один из вариантов того же самого пиара. Вопрос этот нужно ставить прагматически, как это делют нынешние политики. Что дешевле? Перевоспитывать звезды и публику, или заделать щелки в СМИ?

Я думаю, что ответ ясен сам собою.

2014предыдущий месяцследующий месяц
Instagram
Facebook
Вконтакте
Instagram
Foursquare
Twitter
Теории и Практики
Youtube – Видео лекций
Подписка на еженедельную рассылку
Москва, ул. Зоологическая, 13. +7 (499) 254 06 74  © Государственный центр современного искусcтва. Разработка [artinfo]. Дизайн [Андрея Великанова]