Авангард в Поднебесной

27.04.2006

Автор: [Александр Раппапорт]

Рубрика: Публикации сотрудников ГЦСИ

Реформы Дэн Сяопина каждый день приносят все новые плоды. Китай уже вошел в пятерку супердержав. Соединенные Штаты обеспокоены агрессивной экспансией китайских рынков. Во всем мире, в том числе и в России, на прилавках магазинов все больше и больше китайских товаров, которые, как правило, намного дешевле других, хотя порой и хуже по качеству. Вместо настоящих металлов китайцы используют разного рода сплавы. Одновременно играя словами так, что покупатели полагают, что покупают не китайские, а, скажем, итальянские изделия.

Тем не менее, итоги ошеломительные. Шанхай строит тысячи небоскребов, готовясь к Экспо’2012, Пекин превратился в гигантскую стройплощадку, готовясь к олимпийским играм. Открывать игры будет шоу под управлением голливудской звезды Стивена Спилберга, а не традиционная китайская опера.

Это значит, что безусловное предпочтение китайскому традиционному искусству ушло в прошлое. Архитектурные чудеса Шанхая строят английские и американские зодчие. В том числе и американизированные китайцы. Все это напоминает по темпам Культурную революцию 1960-х годов, но направленную в прямо противоположном направлении. И это показалось бы нам чудом, если бы у нас самих не происходило нечто аналогичное. Смена коммунистической идеологии на капиталистическую в общем и целом идет по плану и темпам, которых не знали даже энтузиасты 1920-х годов, Алексей Стаханов и Паша Ангелина.

Недавно в Китае побывал корреспондент газеты «Гардиан» Джонатан Уоттс, поместивший статью о своих впечатлениях в этой газете 22 апреля 2006 года.

Рынок диктует цены и стили. Некогда запрещенная эротика уже в полном ходу и область цензурных ограничений сохраняется только на сравнительно небольшой территории прямых политических выпадов.

Тем не менее, всё чаще появляются и авангардистские художники с совершенно ясной политической программой. Легче всего встретить их в пекинском районе выставок Дашанцзы.

Здесь открыты галереи самого рискованного авангарда. Например, работы Шен Ки, который в знак протеста на события на площади Таньанмынь в 1989 году отрубил себе мизинец и теперь демонстрирует этот обрубок на фоне событий тех лет и сцен из эпохи культурной революции.

Основатель галерей Дашанцзы Хуан Жу играет каламбурами, пародируя китайские политические лозунги. Джао Киян изображает самого председателя Мао так что его произведения все еще строго запрещены. На одной из его картин изображен изможденный болезнями Председатель Мао, плывущий по реке кроваво-красного цвета.

Произведения политически ангажированных авангардистов все же растут в цене и имеют неплохой сбыт. Так что ряд западных галерей сейчас стремится попасть в КНР, чтобы успеть использовать новую китайскую художественную волну.

Таким образом, китайский авангард идет по пути, проторенному западными художниками, а в какой-то мере следует и российским авангардистам. Конечно, Энди Уорхол изображал Мао Цзедуна с несколько иным политическим подтекстом. Но тут все решает время. Скорее всего, критика Мао в ближайшем будущем выйдет из моды, и его образ вернется в актуальное искусство как чистый символ значимости.

Хотя китайское искусство продолжает идти по западному пути, очевидно, что в самом ближайшем будущем ему придется подумать над тем, как использовать на мировом рынке собственно китайские художественные традиции. В целом, опыт китайского пути к коммунизму настолько оригинален, что именно его стратегия, то есть стратегия управляемой свободы и сможет сделаться чем-то загадочно новым для Запада.

Кажется совершенно ясным, что новые свободы, отвоёванные китайскими авангардистами, добыты уже не в кровавых боях на площади Таньанмынь, а в министерстве экономики и на биржах. Разумеется, такой путь предпочтительнее, так как он куда менее кровав. Однако все же он настолько не совпадает с тем западным опытом завоевания свобод, который имел место сто лет назад, что есть все основания ожидать от Китая и новых образов самого современного искусства. Зачем Китаю имитировать западные образцы? Это хорошо только для начала. Чуть позже – разумнее выдумывать своё, неповторимое, ведь даже самая изысканная китайщина XVIII века в Англии все же отличалась от подлинных шедевров Поднебесной.

Истина и метод должны соответствовать друг другу. В этом убеждении китайская и западная мысль никогда не расходились.

2014предыдущий месяцследующий месяц
Instagram
Facebook
Вконтакте
Instagram
Foursquare
Twitter
Теории и Практики
Youtube – Видео лекций
Подписка на еженедельную рассылку
Москва, ул. Зоологическая, 13. +7 (499) 254 06 74  © Государственный центр современного искусcтва. Разработка [artinfo]. Дизайн [Андрея Великанова]