Десять тысяч молодых дарований!

15.03.2007

Автор: [Александр Раппапорт]

Рубрика: Публикации сотрудников ГЦСИ

Чарльз Саатчи, великий английский импресарио, выведший в свет самого Дамиана Херста, любит находить молодых, никому не известных художников и делать из них звезд первой величины.

Для Саатчи делать молодых гениев не придурь, не хобби, а большой бизнес. Не известно, каков процент чистой прибыли в нем, но его явное преимущество перед наркобизнесом состоит в том, что производство звезд - совершенно легальное предприятие. Во всяком случае, пока что. Раньше думали, что для этого нужны только деньги и тонкая интуиция, каковой обладали Щукин, Третьяков.

Однако, как пишет Кароль Фогель в газете «Нью-Йорк Таймс», как и всякий бизнес, производство художественных звезд не исключает и применения современных технологий. До конвейера (не путать с Канвейлером) пока что дело не дошло, но вот что касается использования компьютеров, и, в частности, Интернета, то Саатчи приступил к использованию «всемирной сети» для ловли рыбки, как говорится, «большой и малой».

Первая сеть оказалась закинутой в бескрайнее человеческое море китайцев.

Китай уже много лет активизирует свои художественные ресурсы. Начало было скромным и трудовым. Китайские художники наладили массовое производство дешевых копий западных художников и затопили ими дешевый рынок таких копий в Европе и США. Любопытно, что они сделали выбор именно на европейской, а не китайской классике. Но тут все ясно, вкус среднего покупателя ориентирован на голландцев и итальянцев, а не на живописцев эпохи Мин.

Итогом этого потока копий стало снижение цен на искусство копиистов и, несмотря на то, что качество китайских копий было невысоким, на рынке другого и не требовалось. Тем не менее, постепенно живопись 17-19 веков стала уступать место импрессионистам и постимпрессионистам, то есть сдвигаться в сторону авангарда, так как копировать ее в массовом масштабе было проще. Некоторые мастера копирования успевали за рабочий день в своих полуконвейерных мастерских сотворить до двадцати Ван-Гогов и Матиссов. Сам по себе этот факт мог содержать в себе некий намек, но расслышать его Саатчи сумел лишь значительно позже, когда ему пришла в голову идея открыть специальный сайт в Интернете для поддержки начинающих художников. Среди молодых людей, посылавших свои опусы на этот сайт, со временем становилось все больше китайцев. Как правило, это были молодые люди и девушки, в разной степени владеющие английским, но в равной мере проникшиеся основными принципами производства современных произведений.

Так, студент Лю из академии искусства в Пекине пока что английским владеет плохо, а вот Кань Кэн пишет на отличном английском, ему 25 лет и он уже участвовал в нескольких выставках в США. Он прислал Саатчи фото своих последних работ с изображением младенца в обертке из под жевательной резинки и привязанного к дулу пистолета. Вполне современно, очень актуально, все три сюжета – младенец, резинка и огнестрельное оружие – составляют ясный тематический набор символов современности. Кань Кэн не безнадежен.

В последнее время в Пекине и Шанхае открывается все больше галерей, и они все активнее начинают заниматься современным искусством. Кажется, эпоха дешевых копий уходит в прошлое, навстречу ей встает заря актуального искусства, быть может пока и не самого дорогого, но если Саатчи заинтересуется… то как знать, в ближайшем будущем - может быть и очень дорогого.

И Саатчи заинтересовался. Он открывает специальный сайт для китайской творческой молодежи на китайском языке и ведет переговоры с Интернет-провайдерами, обсуждая тонкости китайской цензуры. Ведь известно, что китайские власти договорились с Google о некоторой цензуре сообщений попадающих в китайскую сеть. Тем не менее, все говорит о том, что если художники не станут прямо нападать на КПК, то никаких особенных препятствий руководство КНР им чинить не станет. Вероятно, в КПК не забыли, что самый популярный портрет Мао был написан все же королем авангарда, Энди Уорхолом. Тут есть, как говорят, точки сближения.

Все это крайне симптоматично. В Китае сейчас строятся сотни гигантских сооружений по проектам самых модных европейских и американских архитекторов. Что же касается искусства, то тут Китай, возможно, сможет обойтись и собственными силами, и не только удовлетворить свой – пока что не слишком голодный рынок авангарда, но и мощный покупательский спрос на Западе.

Что же, я - за! Недавно я делал ремонт и имел неосторожность поставить на батареи китайские краны с надписью «made in Italy». Краны были красивые, но через три месяца все потекли, оказалось, что они не бронзовые.

С картинами китайских авангардистов такого не случится, они ведь, кроме красоты, никакими иными свойствами обладать и не обязаны.

Правда, интерес Саатчи к молодым китайским художникам – только часть его более широких планов вовлечь с помощью собственного Интернет-сайта в современный художественный рынок талантливую молодежь из других стран, в том числе России и Латинской Америки. Вот тогда у покупателей его аукциона что-нибудь непременно потечёт. Во всяком случае, – денежки.

См. CAROL VOGEL Let 10,000 Young Artists Bloom, The New York Times, March 11, 2007

2014предыдущий месяцследующий месяц
Instagram
Facebook
Вконтакте
Instagram
Foursquare
Twitter
Теории и Практики
Youtube – Видео лекций
Подписка на еженедельную рассылку
Москва, ул. Зоологическая, 13. +7 (499) 254 06 74  © Государственный центр современного искусcтва. Разработка [artinfo]. Дизайн [Андрея Великанова]