Пора брать тайм-аут

05.03.2007

Автор: [Александр Раппапорт]

Рубрика: Публикации сотрудников ГЦСИ

В небольшом городе центральной Англии – Нориче, в Сэйнсбери центре сейчас открыта выставка художника Мартина Блоха, приехавшего в Великобританию во времена нацизма и прожившего здесь остаток своей жизни. Он скончался в 1954 году.

По мнению обозревателя газеты «Obrserver» Джона Виндзора, Мартин Блох – не просто замечательный художник. Он - то, что Виндзор называет «художник для художников», - тончайший колорист, мастер композиции. Тем не менее, работы его стоят смехотворно мало - двух тысяч и тех не дают, в то время как, скажем, Фрэнк Ауэрбах – представитель лондонского авангарда, идет за миллионы, не говоря уже об Энди Уорхоле.

Я не стану повторять цифр последних лондонских аукционов, о которых недавно писал. Все это старая музыка и всем она хорошо известна. Не стану хором с Виндзором предаваться ламентациям по поводу идиотизма нынешнего художественного вкуса покупателей. Интереснее иное.

Сам этот вкус воспитан художественной критикой, которая в свою очередь, никак не ценится и даже, скорее всего, мало известна покупателям.

Тот факт, что покупатели не разбираются в живописи, в частности и в искусстве вообще, не подлежит обсуждению. Возможно, что у них просто вкус, отличающийся, скажем, от моего. Но уж точно известно, что к критике они относятся без особого почтения и едва ли вникают в теоретические аргументы сторонников авангарда. Пощечины общественному вкусу давно позади, и подставлять то одну то другую щеку под новые пощечины публика, выкладывающая за полотна и инсталляции миллионы, явно не станет, даже если она исповедует христианские ценности.

Тем не менее, публика, покупающая авангард, хочет она этого или нет, оказывается ведомой критикой и теорией искусства. Ибо произведения современных художников имеют смысл только в контексте такой критики. Она верит всей той аргументации, которая давно уже стала хрестоматийной и даже не требует повторения. А именно о смерти принципа изобразительности, натурализма, традиционной эстетики и т.п. О том, что современное искусство ищет способов выявления скрытых и вытесненных в подсознание форм, дополнительных к традиционным ценностям, как потенциалов спонтанности и жизни, угнетенных историческими формами власти и доминирования. Все это возможно так и есть.

Но, возможно, что все это и не так. Искусствоведение и критика сами по себе - быстро развивающиеся формы культуры, и в них революции и изменения оценок ничуть не менее привычны, чем в самом искусстве. В науке мы то и дело сталкиваемся с крутыми поворотами. Еще в молодости я зубрил в соответствии с написанным в школьных учебниках, что Вселенная бесконечна и вечна. Теперь же полагаю, вместе с космологией, что вселенная конечна и в пространстве и во времени. В зрелые годы я видел суть прогресса в победе пролетариата над эксплуататорскими классами, сегодня же убеждаюсь или пытаюсь убедить себя в обратном, под напором тех же идеологических инстанций.

Мы живем в 2007 году от Рождества Христова в цивилизации, насчитывающей около 5 тысяч лет. В масштабе биосферы и существования жизни на земле – сущий пустяк. Мы верим в то, что жизнь и разум на Земле образовались автономно, но в последнее время все чаще слышны суждения о том, что и то и другое пришло из космоса. Есть даже взгляды, согласно которым земная цивилизация до сих пор опекается какими то космическими пришельцами. Не исключено что революции последних двухсот лет - суть эксперименты внеземного разума над нашим населением. Пусть это многие считают вздором, на фоне девальвации всех прочих истин и они не так уж безосновательны.

Разумеется, исходя из событий последних лет, нельзя считать невозможным, то, что вскоре мы поймем, что стоим на пороге новой большой контрреволюции в искусстве и все то, что мы считали несомненным в последние сто лет, будет отброшено как наивное заблуждение или плод легкого мозгового недомогания. Вероятнее всего, что с такими теориями первыми выступят те же, кто сегодня все еще несет в народ свет авангардистских концепций. В этом отношении зигзаги политической и художественной мысли могут танцевать один и тот же канкан.

Мне кажется ясным одно, что, утратив те критерии истины, в которые люди верили еще сто лет тому назад, более того, утратив убеждение в том, что некая единая истина вообще мыслима, мы должны взять тайм-аут и посовещаться, как вообще продолжать наши игры.

В противном случае мы станем напоминать людей, которые охотно покупают билеты на самолет, несмотря на то, что им уже громко объявили, что объявленные в расписании маршруты недействительны и что вообще неизвестно, куда летят самолеты и долетят ли куда-нибудь.

Я помню, как в середине 80х годов остроумные люди скупали десятками портреты Леонида Ильича Брежнева и Ленина, продававшиеся во всех писчебумажных лавках, понимая, что в скорости их не купишь ни за какие деньги. Но эти портреты стоили копейки. Энтузиазм нынешних любителей авангарда напоминает мне эти дни с той, только разницей, что ныне вариации на тему портретов Леонида Ильича в виде произведений Уорхола и Ауэрбаха влетают «в копеечку».

Так что, пожалуй, стоит пока не поздно прикупить и несколько прекрасных картин Мартина Блоха, уж во всяком случае – потерять на этом невозможно.

2014предыдущий месяцследующий месяц
Instagram
Facebook
Вконтакте
Instagram
Foursquare
Twitter
Теории и Практики
Youtube – Видео лекций
Подписка на еженедельную рассылку
Москва, ул. Зоологическая, 13. +7 (499) 254 06 74  © Государственный центр современного искусcтва. Разработка [artinfo]. Дизайн [Андрея Великанова]