Арт-Бум

20.02.2007

Автор: [Александр Раппапорт]

Рубрика: Публикации сотрудников ГЦСИ

Газета «Интернешнл Хералд Трибьюн» поместила 16 февраля статью Сурена Меликяна о беспрецедентном успехе недавних торгов домов Christie’s и Sotheby’s в Лондоне. По мнению автора, покупатели набросились на современное искусство с аппетитами в несколько раз превысившими самые смелые прогнозы. Это интересное явление стоит принять во внимание не только в связи с успехом советского авангарда 70-х годов на Sotheby’s, но и как симптом процессов происходящих на рынке современного искусства в целом. Цифры ошеломительные. Sotheby’s продало на 186.64 миллиона фунтов или 365.1 миллиона долларов США, а Christie’s - на 200 миллиона фунтов или 392 миллиона долларов.

Прежде всего бросается в глаза успех того направления, которое следует по стопам Веттриано. «Белое каноэ» Питера Дойга (Peter Doig), датированное 1990/1991 и написанное, как и большинство работ Веттриано со слайда из кинофильма, было продано за 5.73 миллиона фунтов то есть почти за 12 миллионов долларов, что в четыре раза выше первой цены.

Полотно Фрэнка Ауэрбаха "Camden Theatre in the Rain", написанное 30 лет тому назад в духе смешения немецкого экспрессионизма и абстрактного экспрессионизма пошло за1.92 миллиона фунтов.

Две картины Френсиса Бэкона на Christie’s ушли - одна за 14, другая за 15 миллионов долларов.

Меликян пишет, что и менее значительные работы менее известных художников расхватывались на лету.

О чем говорит этот перегретый рынок? Версий может быть много. Некоторые говорят, что наконец-то и русский авангард конца ХХ века вышел на широкий рынок, хотя цены здесь не столь высокие.

Можно предположить, что платежеспособная публика наконец полностью освоила эстетику позднего авангарда и, войдя во вкус, не жалеет денег. Но этому как бы противоречит то, что покупаются картины вроде полотен Веттриано и Дойга, которые скорее стоило бы отнести просто к китчу, не имеющему столь ярко выраженных стилистических свойств.

Объяснением этого феномена может быть то, что излишек денежных средств, скопившихся у новых русских и нерусских, спешно вкладывается в ценности, не подлежащие падению курсов и акций.

Можно предположить и то, что всплеск цен на сам авангард вызван предчувствием скорого изменения направленности художественных вкусов и превращения авангардных полотен в невоспроизводимый более культурный пласт уходящей эпохи, так что цены на них будут расти, и их покупают, пока не поздно, то есть с предчувствием последних дней Помпеи.

Иными словами, авангард скоро станет историческим и ушедшим в золотые кладовые прошлого.

Подобного рода вулканические явления художественного рынка, на мой взгляд, свидетельствуют еще и о том, что жизнь самой художественной культуры, подобно жизни глубин нашей планеты, в которых только что американские сейсмологи и геологи обнаружили целый океан воды, не уступающий по запасам Ледовитому, нами еще практически не понята до конца. Что несет людям этот подземный океан никому не известно, но оценки последствий волей неволей читаются на фоне климатических и природных катаклизмов.

Может ли океан культуры нести с собой некие неожиданности вроде глобального потепления или всемирного потопа мы не знаем. Остается внимательно следить за событиями и стараться обнаружить механизмы жизни этой художественной геологии и метеорологии. Одними средствами семиотики, эстетики и истории искусства тут не обойтись. Ясно, что наблюдаемые эффекты складываются на пересечении художественной и финансовой динамики нашего времени, на процессах глобализации начала третьего тысячелетия, обещающего, как в метеорологии, так и в культуре, немало сенсаций.

2014предыдущий месяцследующий месяц
Instagram
Facebook
Вконтакте
Instagram
Foursquare
Twitter
Теории и Практики
Youtube – Видео лекций
Подписка на еженедельную рассылку
Москва, ул. Зоологическая, 13. +7 (499) 254 06 74  © Государственный центр современного искусcтва. Разработка [artinfo]. Дизайн [Андрея Великанова]