Искусство, снижающее скорость

11.12.2006

Автор: [Александр Раппапорт]

Рубрика: Публикации сотрудников ГЦСИ

В приложении к газете Нью-Йорк Таймс от 10 декабря появилась небольшпая заметка Джона Гласси под интригующим заголовком «Искусство, снижающее скорость». Я с огромной скоростью ринулся читать ее, так как все еще нахожусь под впечатлением одной из статей Бориса Гройса, в которой он пишет, что современное искусство развивается с космической скоростью. Такой высокой, что не только публика уже навсегда отстала от искусства, но и сами художники буквально ежесекундно от него отстают. Эта скорсть современного искусства, отмеченная некогда и в книге известного у нас Александра Боровского, и менее известного у нас Пола Вирильо, вызывает у меня подозрение и тошноту. Нельзя все время мчаться с такой растущей скоростью, в конце концов мы не космонавты. Достаточно того, что сама наша планета несется вокруг Солнца как сумасшедшая. При этом танцует танец живота вокруг собственной оси, делая целый оборот в сутки. А уж куда несется Солнце – Бог весть.

И надо же случиться, что еще до этой заметки мне попалась на глаза статья о лекции, прочитанной по британскому телевидению, человеком, которого я безмерно чту – профессором Стивеном Хокингом, с катастрофическим предупреждением. Человечеству, считает Хокинг, чтобы уберечь себя от вымирания по воле слепого случая (например, какой-нибудь генерал спятит, да и нажмет не ту кнопку, или астероид сдуру врежется в Москву), – необходимо как можно скорее переселяться в другие звездные системы, ибо в солнечной ему жить негде, условия не соотвествуют. Чтобы уехать за туманом в другие галактики, однако, надо шевелиться. То есть лететь быстро. Ибо они очень далекие. С нынешними космическими скоростями до них около десяти тысяч лет пути. Эта командировка нам не подходит. Но Хокинг на то и Хокинг, чтобы не отчаиваться в трудную минуту. Он придумал, что можно кататься и побыстрее. Со скоростью света. Для этого нужно только воспользоваться кривизной пятимерного пространственно-временного континуума. Тогда на дорогу уйдет всего каких-нибудь шесть лет. Сегодня это сделать еще трудно. Но после строительства нового европейского синхрофазотрона, по его мнению, мы кое что узнаем о законах природы, точнее силой возьмем некоторые ее секреты, и построим нужный нам межгалактический экипаж.

Господа, записывайтесь в очередь, лет через 20, по мнению кембриджского нового Ньютона это будет уже почти реально!

Вот все эти горькие мысли и тяготили мое сознание, когда я увидел статью, про искусство, которое снижает скорость. Ринулся читать и что же – опять Кембридж. Но не тот, что в Англии, а тот что в Америке и проблемы тут другие.

Тут прорва автомобмилей ездит взад вперед и подобно астероидам, нет-нет да и наедет на какого-нибудь будущего Ньютона или просто на его племянницу. Пробовали пугать водителей штрафами - не помогает. И тогда вспомнили, что есть средство посильнее – искусство. На одном шоссейном кольце в западном Кембридже (в штате Массачусетс) решили создать прямо на асфальте суперграфическое произведение искусства. По мысли инициаторов оно должно было бы отвлекать водителей от заветной цели поскорее домчаться до соседнего супермаркета или университета и притормозить, так как в этом месте наезды случаются особенно часто. Вспомнили, что где-то такой эффект, вызывемый мюралями – то есть настенными картинами – в США уже был отмечен. Правда скорость при этом уменьшается ненамного, примерно с 30 до 25 миль в час, то есть с 50 до 40 км в час, но этого, оказывается, достаточно, чтобы резко повысить безопасность пешеходов. Художник Вен-Ти-Цен согласился сделать такую круглую картину всего за 10 тысяч доларов, что в несколько раз дешевле устройств типа «лежачих полицейских» и новых светофоров. И вот он написал такую картину. Нечто вроде абстрактного пруда с геометрическими растениями.

Соль картинки в том, что подъезжающие к ней не слишком уверены в том, что она плоская. Там есть эффект обманки. И чтобы чего не случилось они на всякий случай притормаживают. А заодно, может быть, и любуются. То есть осуществляют главное дело жизни. В выигрыше все – городские власти, сами водители, а главное – пешеходы, которые до того как скончаться от попадания в земной шар мерзкого астероида, могли бы отправиться на тот свет с помощью местных автомашин. Оказывается, что в данном случае искусство замедяло не свою собственную скорость, а скорость личного автотранспорта.

Что ж? Лиха беда начало, если теперь придумают нечто такое, что может замедлять в свою очередь и скорость развития самого искусства, то я буду чувствовать себя на этой земле еще увереннее. Меня не переедут ни колесами, ни концепциями, ни инсталляциями. Что же касается Земли, то если уж Хокинг уверен, что сможет построить межпланетный корабль, который будет шесть лет таранить наших несчастных земляков со скоростью света, то он за эти годы наверняка придумает что нибудь такое, что может замедлить и скорость злополучных астероидов, и те притормозят. Вместо того, чтобы врезаться в нашу милую толстушку. Ей Богу, мне такой вариант был бы милее эмиграции в новую галактику, которая ведь тоже едва ли застрахована от катаклизмов.

2014предыдущий месяцследующий месяц
Instagram
Facebook
Вконтакте
Instagram
Foursquare
Twitter
Теории и Практики
Youtube – Видео лекций
Подписка на еженедельную рассылку
Москва, ул. Зоологическая, 13. +7 (499) 254 06 74  © Государственный центр современного искусcтва. Разработка [artinfo]. Дизайн [Андрея Великанова]