А. Раппапорт. Осенняя жатва

10.10.2008

Автор: [Александр Раппапорт]

Рубрика: Публикации сотрудников ГЦСИ

Нынешнее начало октября изобильно. Открылась выставка претендентов на Тернеровский приз, новая галерея в нью-йоркском Челси, в газете «Телеграф» Чарлз Саатчи поделился новыми откровениями и это только то, отчет о чем появился в газетах 3 октября. Но это знаменательно. Искусство продолжает интересовать, несмотря на то, что рецензии всех этих событий как и сами события навевают осенний сон. Парадокс, но в нем должен быть смысл.

Начнем с рецензии на выставку претендентов на приз Тернера. Этот приз можно считать одним из колес велосипеда современного искусства, второе колесо – какое нибудь Биеналле, хотя бы венецианское. Так вот, судя по рецензии, шина первого колеса безнадежно села.

Все произведения, показанные на выставке, суть ни что иное как усложненные рефлексии по поводу других произведений, в том числе и произведений самих авторов. Позволю себе процитировать меленький отрывок из статьи помещенной газетой «Гардиан». Вот что пишет Эдриан Сирл об экспозиции одного из претендентов, Марка Титчнера:

« Странные и непостижимые объекты, машины неизвестного назначения, мистифицирующие призывы, бездоказательные утверждения, … изделия ручной работы из дерева, компьютерные анимации…цитаты из Ницше, библейские изречения и призывы профсоюзов, кое что из феноменологии и глупостей Нью Эйдж…» и так далее. В видеоматериалах Фила Коллинза, представленых на выствке - бесконечные интервью с участниками разных реалити-шоу, искалечивших судьбы этих людей. Критик отмечает, что интересны они только сами по себе вне какой-нибудь связи с художественным произведением, выставленным на приз.

Не стану перечислять мнений о прочих участниках шоу, открывшемся в галерее Тэйт. Суть дела, как мне кажется, не в этих утомительных описаниях, поневоле чуть менее скучных, чем их объекты. Мне кажется симптоматичным иное. Авангард, как и почти все искусство прошлого века исчерпало репертуар жизненных тем и реакций на них и потому углубилось в воспоминания и рефлексию. Сам по себе этот феномен - любопытный. Не следует при этом смешивать темы и формы их представления. Реалистическое искусство может быть равно банальным и скучным, как и авангард. Мы должны, вероятно, различать стили современного искусства и меру одаренности их представителей. Это вещи более или менее независимые. Пусть конкретные авторы и их произведения скучны и банальны – направление искусства в сторону рефлексии и памяти мне кажется симптоматичным и перспективным. Видимо, мир искусства в самом деле избирает новый тип более интеллектуальной художественной практики, не исключающей чувственности, но более документально-философской, хотя и не гарантирующей авторам свободы от банальности или пошлости. ( Как остроумно заметил А.Кустарев, в своей книге «Нервные люди», пошлость - это и есть банальность, произносимая с видом откровения). В таком случае, пройдет время и опостылев своим конкретным содержанием, новые произведения сохранят или точнее – усовершенствуют свою форму настолько, что в ней окажется место и для оригинальных откровений. Пусть правы те, кто заявляет, что форма сама по себе содержательна. Конечно, это так, но эта содержательность является не сразу, а постепенно.Так уже было не раз. Сначала отрабатывается некий новый формальный канон, а уж затем в нем рождаются шедевры. 21 век только начинается. Нам предстоит увидеть еще немало интересного.

Другое обращающее на себя внимание событие – открытие новых галерей в Нью-Йорке, в сравнительно недавно освоенном районе художественного бомонда – Челси.

До этого Челси был районом запущенных складских сооружений. Сейчас это модный район знаменитых галерей. Лидируют тут Гагосян и Цвирнер. Оба расширили свои галереи, прикупив соседние здания. Автор статьи, в газете «Сан» Кэйт Тэйлор отмечает, что если несколько лет тому назад галереи устраивались в старых зданиях путем капитального ремонта интерьера, то теперь входит в моду строительство совершенно новых архитектурных сооружений. Так что частные галереи стремятся не отстать от модных музеев вроде музея Гуггенхайма.

Но здесь нас интересует не архитектура, а искусство. Не кажется ди известным парадоксом то, что скука и банальность искусства не сокращает интереса к нему, что вопреки унылым экспозициям даже таких флагманов как «Тернер прайз» в столицах открываются все новые пространства для экспозиции. В чем тут дело?

Как мне уже приходилось писать, я думаю, что дело не столько в имеющихся на сегодня успехах самого искусства, сколько в тенденциях современного капиталистического общества досуга и потребления и, следовательно, перспективах дальнейшей эволюции искусства в обществе «спектакля», где зрелища все больше и больше становятся главным социокультурным феноменом. Публику влечет в галереи не столько то, что она в них может найти, сколько то, что толкает ее в спину – потребность найти хоть что-то, что придало бы смысл ее существованию.

В какой-то мере решив вопрос с обеспеченностью масс хлебом, общество в лице своих властей и элит теперь начало заниматься именно зрелищами. Те, кто этим не доволен, обычно не различают идею зрелища и ее качество. Им кажется, что банальные и пошлые зрелища дискредитируют самую его природу. Это спорный тезис. Не исключено, что количество и здесь переходит в качество и что, сделавшись доминирующей действительностью общественной жизни, зрелища будут вынуждены быстро и неуклонно эволюционировать, а не деградировать, – как то пока что еще многим кажется. Посмотрим.

И наконец большая статья Мартина Гэйфорда в газете «Телеграф» о признанном лидере пропаганды нового искусства, лондонском галеристе Чарльзе Саатчи и только что открытой им в Лондоне выставке современного искусства США.

В беседе с корреспондентом «Телегафа» Саатчи, сам по себе человек скромный, держащийся подальше от фотокамер и телевидения, позволил себе несколько преувеличений. Так, себя он считает человеком, который видел в жизни больше художественных произведений, чем кто-нибудь до него. Это утверждение трудно проверить, но то, что через его руки как галериста и коллекционера прошло неслыханное количество произведений - сомнению не подлежит. Он скупал целые выставки, поскольку выбирать из них отдельные вещи было либо трудно либо ему было лень. Он не держит приобретенное у себя и охотно продает, как только цены достигают подходящих размеров, что позволяет ему делать все новые покупки. «Нынче каждый человек – коллекционер»,- говорит Саатчи – и это тоже преувеличение, столь же симптоматичное, как и феномен экспансии галерей в Нью-Йорке. Скорее всего, только сегодня каждый человек «с улицы» на самом деле может сделать искусство предметом своего досуга.

Открытая Саатчи выставка американского искусства посвящена художникам, которых мало кто знает. Зато темы тут не новые. Это все те же секс и политика. Так считает Гэйфорд. (Термин «политика» для меня прозвучал несколько расплывчато. Чья политика, какая политика – не ясно. Быть может под этим словом онимел в виду все. Что не входит в секс? ) Откровеность на грани эксгибиционизма и шокирующие детали. Вся эта «сенсационность», с моей точки зрения, выступает как замена смысла, искомого публикой. Ибо смысл жизни настолько из нее испарился, что обретение его и на самом деле было бы сенсацией. Произведя перестановку терминов, Саатчи получил формулу своей кураторской практики. Если у вас нет смысла, который мог бы произвести сенсацию, производите сенсацию, ибо она издали и покажется смыслом. Поразительно то место в статье, где Саатчи с гордостью сообщает, что современное актуальное искусство в Лондоне перешло из сирот в разряд любимцев. Он даже сообщил, что теперь в его галерею на берегу Темзы водят школьников и дети, по обычаю, принятому в английских музеях, усевшись на полу, срисовывают своими карандашиками уже не греческие вазы, но эротические перверзии братьев Чэпмен. Воистину, такова видимо судьба сирот. Тем не менее Гейфорд додумался до сопоставления деятельности Чарльза Саатчи и Джона Рескина. Что ж, сравнивать можно все. В том числе и столь противоположные вещи, как морализирующие проповеди Рескина и рекламный бизнес Саатчи.

2014предыдущий месяцследующий месяц
Instagram
Facebook
Вконтакте
Instagram
Foursquare
Twitter
Теории и Практики
Youtube – Видео лекций
Подписка на еженедельную рассылку
Москва, ул. Зоологическая, 13. +7 (499) 254 06 74  © Государственный центр современного искусcтва. Разработка [artinfo]. Дизайн [Андрея Великанова]