Африка глазами европейцев

09.08.2006

Автор: [Александр Раппапорт]

Рубрика: Публикации сотрудников ГЦСИ

В одном из залов лондонского музея Тэйт (не стоит путать его с Тэйт Модерн) проходит сейчас выставка «Видение Африки», организованная при содействии «Бритиш Петролеум» кураторами Майком Филлипсом и Крисом Стивенсом. Майк Филлипс поместил в газете «Гардиан» 27 июля 2006 года статью о выставке и ее кураторском замысле.

Здесь представлены работы европейских художников конца XIX – XX веков, работавших в Африке и оставивших образ континента нашему поколению. Многие из выставленых здесь художников не слишком известны широкой публике, но интерес к выставке обусловлен не столько новыми или полузабытыми именами бельгийских и французских живописцев, сколько самим феноменом видения европейцами Африки.

С точки зрения стиля большая часть художников принадлежит к постимпрессионизму, в чем нетрудно видеть заразительный пример Гогена, отправившегося за вдохновением в страну с экзотической культурой. Немало подогрел интерес к Африке и предполагаемый источник кубизма в африканской скульптуре, якобы вдохновивший Пикассо. Африка, в смысле экзотичности, ничем не хуже Полинезии. Сходны и многие черты тех образов, которые господствуют в этом видении чужой жизни. На первом месте – эротический восторг от черных тел, интерес к африканским прическам и пейзажам великого континента.

Европейцы видели и другие стороны жизни Африки. После Берлинской конференции 1884-85 гг. Африка оказалась своего рода лоскутным одеялом европейских колоний, начавших жестокую эксплуатацию колониальных ресурсов.

До 1908 года весь район Конго оказался частным владением бельгийского короля Леопольда Второго. В добыче слоновой кости и резины использовался рабский труд местного населения, которому приходилось терпеть жестокие страдания. Владельцы бельгийских компаний, самым известным из которых был Роджер Каземон, не останавливались даже перед отсечением конечностей черным рабчим за разного рода провинности. В итоге, согласно данным комиссии 1917 года, местное население района за время с 1880 года сократилось вдвое. Не легче жилось и местному населению во французских колониях экваториальной Африки.

В начале ХХ века картины африканской жизни, запечатленные европейскими художниками были весьма популярны в Европе. Например, в 1937 году Раймон Телье получил золотую медаль, за «суданскую» фреску на Всемирной промышленой выставке в Париже. Африканская тема не без влияния французской танцовщицы Жозефины Бэйкер стала одной из ведущих в Art Deco. В 1954 году работы Артюра Дюпаня вошли в постоянную экспозицию Музея Центральной Африки в Брюсселе.

Как пишет Майк Филлипс, в работах европейских художников интереснее всего именно следы того способа восприятия, который фиксируют эти картины колониального периода. С одной стороны, это восхищение экзотическими сюжетами, с другой – это верность тому стилистическому клише, который был выработан в Европе по отношению к колониям. Иными словами, в Африке художники видели не только самую Африку, но и самих себя, достижения европейской живописи, как бы воплощенные в экзотических сюжетах.

Такой способ двойной экспозиции имеет не только историко-этнографическое значение. Он может рассматриваться и как фундаментальный тип художественного восприятия, в котором объект изображения и стиль этого изображения детерминированы определеным культурно-историческим и политическим контекстом. Стало быть, на примере «колониального» искусства, сколь индивидуальными ни были бы его отдельные представители, можно видеть и более общие черты семиотики «визуальной культуры». Тот же принцип стилистической априорности, который виден в изображении африканской жизни, имеет место при любых кросс-культурных и кросс-социальных феноменах визуального опыта. Нетрудно понять, что изображения крестьянского быта передвижниками или колхозной жизни советскими художникми отмечены теми же самыми формами стилистической клишированности, что и африканские картины бельгийских и французских живописцев начала века. Экзотика дистанцированности тоже не исключение. В более мягких или более жесктких формах эти кросс-культурные и кросс-классовые клише видны в урбанистической живописи, в живописи светской среды, в изображениях семейного или артистического быта.

Политически более актуальным сегодня остается именно «колониальный» аспект этого феномена «художественного видения» реальности. Однако, вероятно, сегодня становится возможной и обратная перспектива - попытка показать, как видят европейскую жизнь современые африканские художники, живущие в Европе или приезжающие сюда.

Сопоставление этих взаимных отражений может в будущем дать пищу для искусствоведческих и антропологических наблюдений, углубляющих наше понимание не столько Африки или Полинезии, сколько самих себя. Ибо и сами мы, не замечая этого, на самом деле столь же мало понимаем свое собственное бытие, сколь и бытие далеких экваториальных стран.

2014предыдущий месяцследующий месяц
Instagram
Facebook
Вконтакте
Instagram
Foursquare
Twitter
Теории и Практики
Youtube – Видео лекций
Подписка на еженедельную рассылку
Москва, ул. Зоологическая, 13. +7 (499) 254 06 74  © Государственный центр современного искусcтва. Разработка [artinfo]. Дизайн [Андрея Великанова]