Небывалое суаре

20.11.2004

Автор: [Александр Раппапорт]

Рубрика: Публикации сотрудников ГЦСИ

Во вторник, 16 ноября в Нью-Йорке после ремонта и перестройки вновь открылись залы музея современного искусства, МоМА, на 53 улице Манхэттена.

Экспозиция вернулась из Куинса, где была размещена на время строительных работ, которые воплотили в жизнь проект японского архитектора Танигучи и увеличили площадь выставочных залов с 85 до 125 тысяч квадратных метров. В центре нового здания огромный атриум, вокруг которого расположены шесть этажей галерейных помещений, выкрашенных в метафизический белый цвет, одновременно означающий и предел роскоши, и предел скромности.

На суаре были приглашены все звезды изобразительного искусства с обоих берегов Атлантики, тут Сай Туомбли мог стоять рядом с Дамианом Херстом, не считая сотен других имен, как из области искусства, так и областей к нему примыкающих, то есть все, кто угодно.

Все это сопровождалось специальной музыкой Сигура Роса и соответственными напитками.

В 2004 году исполняется 75 лет существования МоМА, открытом в ноябре 1929 и сразу же ставшим лидирующим институтом современного искусства. Америка, долгое время бывшая в арьергарде модернизма, рванулась вперед и захватила лидерство, которое только сегодня вновь подвергается сомнениям. Будет ли открытие новых залов МоМА окончательной победой авангарда или Нью-Йорка над Лондоном, который после открытия Тэйт-Модерн стал претендовать на роль мирового лидера авангарда, или Парижем, который сделался таковым после открытия Центра имени Ж.Помпиду – сказать не может никто. Ясно, что пышный прием, устроенный по случаю открытия нового здания, и само это здание, которое позволит МоМА показать публике уникальную коллекцию произведений авангарда, в том числе «Авиньонские девицы» Пикассо, «Белые лилии» Моне и «Неотступность памяти» Дали, а также огромный вертолет Белла с 1947 года зависший над лестницей и окрещенный «Крылатой Победой» (антитеза «Ники Бескрылой» в Лувре), не говоря о сотнях других шедевров современного авангарда.

Итак, столетие начинается с утверждения прошлых побед авангарда. Но значит ли это, что оно таковым и останется? В этом можно и усомниться. Не стоит забывать, что и 20 век начинался с искусства, которое оглядывалось назад, и только после 1913 года взяло курс на революцию, которой теперь вот уже почти сто лет.

Этот вопрос можно сформулировать и иначе. Был ли 20 век первым веком действительно новой эры в жизни человечества и определившим будущее его культуры, или то был своего рода зигзаг, реакция на научно-техническую и промышленную революцию, своего рода вулканическое извержение производительных сил, вызвавшее волну культурного цунами авангарда, затопившего весь земной шар, и не спадут ли воды этого наводнения, обнажая более традиционные ландшафты духовной жизни?

Судьба социальной революции, казавшейся в 20 годы необратимой, заставляет поставить тут жирный вопросительный знак. Россия дала в этом смысле миру некий урок, о котором писал в своих «Философических письмах» П. Чаадаев. Но распространяется ли этот урок на область искусства? И _ главное – в чем же с собственно состоит этот урок, на сегодня еще не известно. Приливы и отливы огромного колебательного процесса, вызванного вулканическими силами культурной революции все еще чередуются и никто не знает, что за ними воспоследует – устойчивый штиль или новые толчки. Кто те люди, которые блистали своим присутствием на суаре в МоМА – пассажиры нового Ноева ковчега или живые реликты недавнего прошлого? Ответ на этот вопрос может дать только история, которая никуда не делась и которая делает нашу жизнь на этой земле столь увлекательной – как для посетителей залов МоМА, так и для тех, кто дышит и мыслит за пределами его стен.

2014предыдущий месяцследующий месяц
Instagram
Facebook
Вконтакте
Instagram
Foursquare
Twitter
Теории и Практики
Youtube – Видео лекций
Подписка на еженедельную рассылку
Москва, ул. Зоологическая, 13. +7 (499) 254 06 74  © Государственный центр современного искусcтва. Разработка [artinfo]. Дизайн [Андрея Великанова]