А. Раппапорт. «Го Го» на Кингс Кроссе

16.02.2009

Автор: [Александр Раппапорт]

Рубрика: Публикации сотрудников ГЦСИ

Кажется, лондонская художественная сцена выходит на новый уровень. Казалось бы, что после открытия галереи Тэйт модерн и Галереи Саатчи на Южном берегу Темзы, а также новых небольших галерей в Восточном Лондоне выставочные ресурсы города насыщены и исчерпаны. На самом деле экспансия искусства только начинается. И залпом Авроры тут может считаться открытие гигантской галереи Гагосяна у вокзала Кингс Кросс. Время открытия еще точно не установлено, но сама галерея уже построена и известно, что первым в ней будет выставлен Сай Туомбли.

Ларри Гагосян или «Го-Го», один из самых преуспевающих и агрессивных галеристов США известен не только своей любовью к авангарду, но и ловкостью в денежных делах. Не всегда они полностью укладываются в тесные рамки закона ( В США на Гагосяна заведено дело в неуплате 26 миллионов долларов налогов), но такие мелочи его не останавливают. В Лондоне Гагосян до этого открыл небольшую галерею в районе Челси, районе богатом и фешенебельном и на Риджент стрит в переулке Хэддон стрит, где давно вырос целый улей дорогих небольших галерей.

А вот вокзал Кингс Кросс раньше славаился искусством недорогих жриц сексуальных утех и только. Но времена меняются, в 2007 году здесь будет основной терминал скоростной железной дороги, связывающей Лондом с парижским Гар дю Нор, так что галерея Гагосяна окажется в двухчасовой доступности для парижан, а тем кто будет направляться в Лувр из Лондона, станет возможным перед дорогой пройтись по новой огромной галерее Го Го.

Громкая «Британия стрит», но на самом деле незаметная и грязноватая, раньше могла похвастать лишь заброшенным муниципальным гаражом. Теперь архитектор Карузо Сэнт Джон превратил его в огромное выставочное пространство в 1400 квадратных метров, позволяющее устраивать экспозиции с нью-йоркским размахом. Сай Туомбли новое помещение одобрил.

К тому же бывший сомнительный район, граничащий с промышлеными трущобами на глазах превращается если не в самый, то в почти самый центр лондонской культурной жизни. После пуска железной дороги в Париж и отреставрированного отеля Грэйт Мидланд архитектора Джорджа Гилберта Скотта старшего ( одного из шедевров эклектики конца 19 века), открытия сразу за ним несколько лет назад нового помещенния британской библиотеки и теперь вот галереи Го Го это место, безусловно, санет важным конкурентом Южного берега на севере. Далее на северо-восток уже расширяется деловой центр Лондона и народу тут будет с каждым годом все больше и больше, так что и место и время покупки галереи Гагосян выбрал как нельзя своевременно.

Чарлз Саатчи выразил свои восторги, но скорее всего на самом деле приуныл, его галерея на Южном берегу по сравнению с новым и залами Гагосяна кажется провинциальным музеем при местной школе и блистательный конкурент ему нужен как отверстие в голову.

Вкусы Гагосяна, однако, не отличаются от вкусов Саатчи. Им нравится американский и британский авангард . Среди первых художников на очереди в галерею - Ричард Серра, Джефф Кунс, Эд Руша, Вальтер де Мария, Дамиан Херст, Доналд Джадд, Дженни Хольцер и Синди Шерман.

Имена не новые и хорошо известные. Новизна ситуации в другом - появление галереи Гагосяна наряду с новыми пространствами Тэйт Модерн и галереи Саатчи делает арену авангарда в Лондоне не исключением, а правилом.

Какое-то время это может вызвать взрыв интереса к авангарду, но в дальнейшем, скорее всего, начнет срабатфывать эффект «фигуры и фона». Яркие фигуры авангардистов на тусклом фоне традиционного искусства сами станут фоном и, соотвественно, начнут тускнеть, как уже начали тускнеть герои Саатчи в его новой галерее.

Публика, скорее всего, перейдет от энтузиазма к апатии.

Но для галеристов это не беда. Они всегда легко сменят курс и начнут выставлять то,что выйдет на первый план, быть может, примитив, быть может, народное искусство разных народов мира, быть может классическое искусство, которого еще много в частных коллекциях. Важнее всего, на мой взгляд то, что арт-бизнес в конце концов начал составлять реальную альтернативу просто бизнесу и в лондонской среде кроме новых полированных как пасхальное яичко офисов появились пространства, куда людей будут пускать без пропусков и не обшаривая их металлоискателями. Вслед за Гагосяном к Кингс Кроссу ринутся пиццерии, армянские рестораны, шашлычные и прочие заведения, готовые утолить не духовный голод миллионеров, а физический голод обывателей. В таком случае Гангосян может считаться не только покровителем возвышенной оригинальности, но и просто другом желудков, с чем мы его и поздравляем.

2014предыдущий месяцследующий месяц
Instagram
Facebook
Вконтакте
Instagram
Foursquare
Twitter
Теории и Практики
Youtube – Видео лекций
Подписка на еженедельную рассылку
Москва, ул. Зоологическая, 13. +7 (499) 254 06 74  © Государственный центр современного искусcтва. Разработка [artinfo]. Дизайн [Андрея Великанова]