Искусство, верное клятве Гиппократа

30.09.2004

Автор: [Александр Раппапорт]

Рубрика: Публикации сотрудников ГЦСИ

В Лондоне сделан интересный шаг навстречу к искусству будущего. В одной из старых больниц, где лечатся больные, страдающие раком груди, произведен ремонт, одним из компонентов которого стало превращение огромных помещений 18 века в экспозиционые пространства для искусства. Разумеется, современного искусства, так как развешивать в больничных холлах шедевры искусства прошлых веков пока что никто не отваживается, грабителям будет нетрудно скрутить пару медсестер и несчастных больных. Но, современное искусство в больнице все же выставить решились.

Газета «Гардиан» обсуждает этот эксперимент. С одной стороны, – это шаг навстречу зрителю, который редко захаживает в музеи и на выставки. В данном случае зрителть вообще практически не покидает больничных стен. С другой стороны, из пространств более или менее герметичных, к каковым можно в первую очередь отнести здания банков и офисов крупных корпораций, имеющих обыкновение экспонировать на своих стенах живопись, купленную и в качестве вкладов, и в качестве визуальных объектов, - больницы куда демократичнее. Здесь бывают простые люди, родственики больных, здесь и сами больные, которых рак не делит на элиту и простых смертных.

Речь идет о расположеной в центре Лондона Больнице святого Варфаломея, Само здание начало строиться еще в средние века, но в 1748 году его перестроил знаменитый ученик сэра Кристофкра Ренна Джеймс Гибб. Здание давно нуждалось в реставрации и просто ремонте. Его огромные дубовые лесттницы порядком подгнили, гигантские камины в центре палат частично разрушились, здание стало выглядеть убого и неуютно, что лишь усиливало мрачные чувства находящихся в нем людей. И вот теперь его подремонтирвали, обновили, восстановили и превратили в светлые, теплые и достаточно уютные помещения, сохраняющие обаяние старой архитектуры.

Помимо технического усовершенситвования тут пошли и на своего рда культурный, психологический или можно сказат «духовный» эксперимент. Стены палат, вестибюлей и коридоров теперь украшают полотна современных художников.

Казалось бы – попадание в десятку, столь редкое в шоу-бизнесе. Однако далеко не все пациениты в восторге от современного искусства.

Автор проекта реконструкции больницы , архитектор Гринхилл сам выбирал эти произведения. Одним из главных экспонатов стала картина Д.Дж.Симпсона, размещенная в приемном покое. В коридорах картины ДЖ.Шоу и Ш. Сикандер, и аппликациия Ровены Дринг, выполненная отчасти при участии самих пациентов. Все эти и другие произведения были кулены на средства, включеные в смету строительных работ.

Но не у всех пациентов они вызвают восторги архитектора. Одна из больниых так выразилась о произведении Д.Дж.Симпсона : «Это дрянь. Когда я выйду отсюда, если выйду, конечно, то на подобные художества, да еще столь дорогие и глядеть не стану.»

Корреспондент газеты «Гардиан», услышавший эти слова, хотел было пораспросить пациентку о ее вкусах. Но администрация поспешила увести ее в палату.

Итак, что же можно сказать, подводя итоги?. Открыть доргу к искусству в мир обреченных и страдающих – великолепная идея, которая могла бы стать одним из поворотных пунктов, точкой, в которой искусство вновь обратится к людям и , быть может, отвернется от скучающих снобов, кторых тешит вид чужих страданий, поскольку они от них избавлены. Но вот что нужно тем, кто сам страдает - это другой вопрос и эксперимент в раковом корпусе больницы Святого Варфаломея позволяет задать его громче, чем обычно.

2014предыдущий месяцследующий месяц
Instagram
Facebook
Вконтакте
Instagram
Foursquare
Twitter
Теории и Практики
Youtube – Видео лекций
Подписка на еженедельную рассылку
Москва, ул. Зоологическая, 13. +7 (499) 254 06 74  © Государственный центр современного искусcтва. Разработка [artinfo]. Дизайн [Андрея Великанова]