А. Раппапорт. Без помощи Колумба

14.07.2008

Автор: [Александр Раппапорт]

Рубрика: Публикации сотрудников ГЦСИ

Я не специалист по искусству Индии, и в моем сознании эта сфера искусствознания ведет либо в древность, либо в тот 20 век, который тоже уже стал археологией. Из индийского искусства мы обычно помним кое что о культурных украшениях храмовых комплексов, Тадж Махал, какие-то картины незаконных детей Гогена и, наконец, главное - продукцию Боливуда, бесконечный океан индийских фильмов. Последние-то и заслонили от европейцев все прочее в современном индийском искусстве. Как не вспомнить - "Радж Капур, заведи со мной амур", на котором мы росли в 50х годах. "Бродяга я…" и так далее.

Однако времена меняются. Авиация и коммуникация уничтожили такие понятия как "глушь" и "отдаленные провинции". В переулках Лондона разносится запах индийской кухни, выходцы из Индии становятся столь же частыми в толпе западноевропейских и американских городов, как и выходцы из Китая. Думаю, недалеко то время, когда "бродяги" из Бомбея и Калькутты запестрят и на Тверской, и на Невском.

Но это все - присказка. Сказка же состоит в том, что, как пишет 7 октября газета Нью-Йорк Таймс, в Индии начинается бум художественного авангарда. Глобализация - как говорят индусы - должна быть дорогой со встречной полосой. Но это встречное движение было и остается весьма заметным уже давно. В Индии бурно развивается экономика, отчасти построенная на базе западной технологии, прежде всего - электронике, а европейцы, в том числе и российские, мчатся в ашрам Саим-Бабы, зачитываются Кришнамурти и изучают тантризм. Тут ничего нового и неожиданного со времен Елены Петровны Блаватской нет.

Почему же тогда все же возникновение индийского художественного авангарда все равно производит впечатление взрыва сверхновой? Почему мы удивляемся, обнаружив за спиной Тадж Махала, среди полусгнивших лачуг ослепительно белые залы экспозиционных пространств, не уступающие галереям Саатчи и Фельдмана?

Наверное, разные люди дадут на это разные ответы. Мне же это кажется скорее все тем же проявлением инерции вестернизации, которая уже давно опоздала. Ну что радости в том, что в Индии начинается бум авангарда, когда в Лондоне уже громко говорят, что Тернеровскому призу пора на пенсию?

Напрашивается предположение, что авангард, прокисающий на Западе, как и маринованные акулы Дамиана Херста, подпитывается свежими именами, звучащими не менее экзотично, чем имя Саатчи. Сам Саатчи заводит дела с китайцами, русский авангард пробил себе путь в Америку, вот теперь, наверное, еще Индия, Монголия или Вануату должны сказать свое слово, потеснив в истории искусства Малевича, Кандинского и Дюшана.

Схема работы индийских авангардистов не оригинальна. Это критика существующего культурного и социального порядка с помощью редимейдов. То есть содержание - перманентная революционная критика, а форма - " вещь сама".

Казалось бы, что удивляться тут нечему. Искусство и раньше передвигалось по планете от континента к континенту, порождая национальные варианты романа, детектива, триллера и пр.

Меня удивляет не этот банальный признак глобализации, а то, что он сохраняет свое присутствие сегодня, в 21 веке, когда глобализация перешла в новую фазу и когда провинция уже настолько слилась с метрополией, что разницы между ними практически не осталось и, как следствие этого, должна была бы наблюдаться своего рода синхронизация художественных инициатив. А синхронизация, имеющая место в Китае и Индии, осуществляется с точностью до ста или, в лучшем случае, пятидесяти лет. Допустим, в России для такого отставания были веские причины - запреты, цензура, террор, социалистический реализм и тому подобные явления, сами по себе не менее великие и ужасные, чем авангард. В Китае тоже - "культурная революция", великий поход, Мао, синие телогрейки - все это эффектный фон для авангардистских видеоинсталляций. Но в Индии-то, стране любви и смирения? Зачем ей эти жесты, эпатировавшие и в то же время завораживавшие толстосумов с Бродвея во времена первых автомобилей?

Остается предположить, что мы с вами видим не столько художественный, сколько коммерческий процесс. Авангардистское искусство распространяется по тем же законам, что и мобильные телефоны. Это уже не только искусство, но и род производства, осуществляемый по новейшим художественным технологиям.

То, что авторы произведений пока еще не оставили богемного привкуса и появляются перед нами в небогатых мастерских, а не в Порше и личных вертолетах - дело времени. Старая схема - "покупатель - богач, художник - нищий" все еще служит фиговым листком индустрии искусства.

Когда матросы Колумба высадились на берегах предполагаемой Индии, местное население пришло в восторг от вида бус и ружей, стрелявших совсем не бусинами.

Прошло несколько столетий и вот в Индию без помощи Колумба прибыли новые чудеса западной цивилизации, и сами жители этого загадочного континента поехали по свету людей посмотреть и себя показать.

Состоялась долгожданная мирная встреча Запада и Востока, они охотно сошли со своих мест.

Можно долго рассуждать о том, чья цивилизация древнее - индийская или европейская. Суть дела в том, что сами понятии ветхости и новизны тут парадоксально сдвинулись - в Индии ветхое обретает свою молодость, на Западе ветшает молодежное искусство начала прошлого века.

Вопрос о прошлом запутывается. Но еще больше запутывается вопрос о будущем. В каком-то смысле Индии и Китаю ясно, что будущего у них больше, чем у Запада, просто потому, что оно в этих странах принадлежит большему числу людей. Все дело в том, какое это будущее. Примеряя вчерашние свадебные платья европейских старушек, молодые индийские художники могут вводить в заблуждение иностранных покупателей и местных нуворишей, но не вводят ли они при этом в заблуждение и самих себя?

Сколько бы они не повторяли сакраментальных фраз о том, что искусство - не товар, и галерея - не рынок, природа денег демонстрирует свою способность нивелировать историю, сводя ее к сегодняшнему дню. В отличие от художественных ценностей, способных оставаться не признанными в момент своего производства или обретать невиданную цену через десятки, сотни и тысячи лет - курс валют можно узнать с точностью только по телефону или в худшем случае - по газете. Но не вчерашней, и не завтрашней. Синхронизация в этой сфере есть неумолимый закон. Так почему же искусство не принимает этого закона, раз уж оно и так приняло образ жизни рыночной экономики?

Впрочем, скорее всего, новым индийским авангардистам кажется, что их часы идут абсолютно синхронно с Биг-Беном.

Подробности о развитии индийского авангарда можно узнать из газеты Нью-Йорк Таймс от 7 октября 2007 г, в статье India’s Art, Booming and Shaking, (автор - Steven Henry Madoff) , или на сайтах: mattersofart.com, artconcerns.com, indianartnews.com, а также на сайте аукционов saffronart.com.

2014предыдущий месяцследующий месяц
Instagram
Facebook
Вконтакте
Instagram
Foursquare
Twitter
Теории и Практики
Youtube – Видео лекций
Подписка на еженедельную рассылку
Москва, ул. Зоологическая, 13. +7 (499) 254 06 74  © Государственный центр современного искусcтва. Разработка [artinfo]. Дизайн [Андрея Великанова]