О.Аронсон, Е.Петровская. По ту сторону воображения. Современная философия и современное искусство

16.03.2010

Автор: [Дарья Барышникова]

Рубрика: Публикации сотрудников ГЦСИ

Рецензия на книгу Олега Аронсона и Елены Петровской "По ту сторону воображения. Современная философия и современное искусство. Лекции"

Книга представляет собой публикацию восьми лекций, прочитанных авторами в нижегородском филиале Государственного центра современного искусства. Предпринятое Олегом Аронсоном и Ольгой Петровской сопоставление некоторых аспектов современной философии и искусства особенно актуально в ситуации, когда остро существует проблема восприятия современного искусства – нет языка, адекватного для его описания, нет привычки его просмотра и осмысления. В лекциях даётся анализ философских текстов и визуального материала, но последний не играет роль иллюстраций. Авторы извлекают из анализируемых произведений неочевидное, предпринимая попытку отрефлексировать современное искусство его же собственными средствами. Идя от конкретных работ и используя философские концепции, они выходят на некие дополнительные по отношению к традиционному анализу задачи. Связывая примеры искусства с размышлениями философов, авторы показывают, что сегодня искусство ставит проблемы, аналогичные философским, часто находя способы выражения для таких явлений и процессов, для которых ещё нет соответствующих дискурсивных форм.

В первой лекции «Глобальные перспективы. Андреас Гурский – Фредрик Джеймисон» Елена Петровская сопоставляет особенности производства фотоизображений и принцип когнитивного картирования Джеймисона. Акцентируется представление о невидимом (предельном горизонте, «образе» как условии проявления изображения) в фотографии, о том, что не исчерпывается набором знаков. К фотографиям Гурского невозможно найти сопереживающее или созерцательное отношение, это исключено точкой показа. Петровская предлагает рассматривать эти фотографии как способ демонстрировать, что глобализация есть некий неуловимый горизонт, в который вписана сегодняшняя жизнь, и где из-за неспособности представить собственное время и пространство, их следует сконструировать.

Лекция «Язык фотограммы. Крис Маркер – Ролан Барт» посвящена проблеме «переизобретения средства» – выразительного языка искусства. В ней анализируется фильм Маркера «La Jetee» и параллельно – статья Барта «Открытый смысл», вводящая с структуру высказывания помимо информационного и символического смысловых уровней нечто дополнительное, что есть в самом изображении, что открывает язык бесконечности значений – открытость процесса означивания. Фильм Маркера (указывающий в сторону нового выразительного языка), по мнению Петровской, воплощает схему Барта – так идут параллельные размышления на разных языках.

В лекции «Проблема документа. Джефф Уолл – Жан-Франсуа Лиотар / Жак Деррида» рассматривается, как в ситуации отсутствия единого языка художники обращаются к изобретению новых средств; проблематизируется постановочная фотография. На примере Уолла Елена Петровская показывает, как симуляция становится средством создания подлинности и особой документальности. Аллегоричность изображений не даёт возможности занять сопереживающую позицию. «Фактически эта фотография создаёт ситуацию разрыва, через который только и можно войти в отношение к событию» – говорит Петровская.

И в лекции «Изображение и рассказ. Софи Каль – Вальтер Беньямин» исследуются возможности визуального и текстового ряда повествования. «Рассказ» (анализируемый Беньямином) вводится как ключевое понятие по отношению к тому, что делает художница Софи Каль. Беньямин противопоставляет рассказ (как то, что позволяет обмениваться опытом и то, чего лишён современный человек) и информацию. Софи Каль, по мысли Петровской, создавая общность переживания через пространство рассказа, возрождает его как пространство передачи опыта, что в современной ситуации предельной атомизации и разобщённости даёт надежду на возрождение почти невозможного сообщества.

Олег Аронсон в лекции «Политика образа. Воспроизведение и повтор (по работам Беньямина)» отмечает, что современность и в философии и в искусстве характеризуется изменением отношения к основаниям, ощущением разрыва с традицией. Различая образ и изображение, он обращается к работам Беньямина и проблеме зависимости восприятия мира от господствующей в обществе системы образов. Проводя различение между производством или воспроизводством образа и его повтором, Аронсон проблематизирует тему отношения оригинала и копии, выводящую на проблематику истины и лжи, в том числе и на этическую проблематику.

В лекции «Деструкция и деконструкция. Мартин Хайдеггер и Жак Деррида об искусстве» Аронсон пытается на примере искусства объяснить понятие «деконструкция». Раньше философию часто использовали объяснения искусства, теперь же к искусству обращаются как к сфере, где надо искать философию (по Хайдеггеру, в искусстве содержится исток нашей способности мыслить). Исток противостоит традиции, задача которой – забыть исток. Как показывает Аронсон, в отличие от деструкции Хайдеггера деконструкция Деррида постулирует ложность истока. Продолжая идеи деструкции, Деррида полемизирует с идеей присутствия. Он говорит об отсутствующем присутствии, что можно считать синонимом differance – не знак, но зазор, дистанция. Деррида движется в рамках деструкции Хайдеггера, которая снимает проблему эстетики живописи, концентрируясь на истине. Истина оказывается неожиданной, – не соответствием, но истиной бытия, событием, которое возможно, лишь благодаря произведению искусства, точнее тому в нём, что избыточно по отношению к изображению и смыслу.

Третья лекция «Движение и время (Жиль Делёз об искусстве и философии)» начинается с живописи, с перелома, произошедшего с появлением абстракции, поставившей вопрос дальнейшую судьбу фигуративного искусства. В философии эту роль выполнил Ницше, критиковавший ценности европейской метафизики. На этих примерах Аронсон показывает конец определённых способов описания мира. И различая логику вечности и финалистскую логику, переходит к Делёзу, отмечая подозрительное отношение Делёза к финалам. В книге о Фрэнсисе Бэконе Делёз исследует, как может продолжать существовать в качестве искусства фигуративная живопись.

В последней лекции «Искусство как этика общности» проблематизируются понятия её названия. Аронсон предлает рассматривать искусство ХХ века через критерий этики, но понятой специфически. Он ставит вопрос о месте этике в искусстве. Искусство оказывается причастно этике, когда вступает в противоречие с общественной моралью. Традиционное искусство занималось либо тем, что ценно – эстетическим удовольствием, либо прекрасным, либо тем, что бесценно. Современное искусство занимается тем, что делает ценным неценное. Этический жест искусства ХХ века – антиэлитарный. Аронсон показывает здесь взаимосвязь искусства и сообщества по работам Нанси, Бланшо и Лиотара.

Говоря о книге в целом, нельзя не обратить внимание на её недостаток – отсутствие каких бы то ни было иллюстраций. В издании по искусству, все тексты которого «привязаны» к конкретным изображениям, такая «слепота» может привести к неполному или даже неправильному пониманию смысла.

опбуликовано в журнале «Искусство» №6 2009

http://iskusstvo-info.ru/2009/6/index.html

2014предыдущий месяцследующий месяц
Facebook
Вконтакте
Instagram
Foursquare
Twitter
Теории и Практики
Youtube – Видео лекций
Подписка на рассылку

Последние новости и пресса

[Победители конкурса ИННОВАЦИЯ 2013]

9 апреля 2014 года в Музее Москвы состоялась церемония награждения лауреатов IX Всероссийского конкурса в области современного визуального искусства ИННОВАЦИЯ 2013, который проводится Государственным центром современного искусства (ГЦСИ). Премии получили лучшие художественные произведения, кураторские проекты и исследовательские работы 2013 года.

/ 10.04.2014

[Winners of INNOVATION 2013 Competition]

The gala awards ceremony of INNOVATION 2013, the 9th All-Russian Competition in Contemporary Visual Art, organized by the National Centre for Contemporary Arts (NCCA), took place on April 9, 2014, at the Museum of Moscow. Best artworks, curatorial projects, and research works of 2013 were awarded.

/ 10.04.2014

[Церемония награждения победителей конкурса ИННОВАЦИЯ 2013]

9 апреля в Музее Москвы будут вручены премии победителям конкурса ИННОВАЦИЯ 2013

/ 03.04.2014

[Awards Ceremony of INNOVATION 2013 Competition]

On April 9, winners of INNOVATION 2013 Competition will be announced at the Museum of Moscow

/ 03.04.2014

[Фотогалерея выставки номинантов конкурса ИННОВАЦИЯ 2013]

Выставка номинантов конкурса ИННОВАЦИЯ 2013 открыта с 26 марта по 4 мая 2014 года на двух площадках: в Государственном центре современного искусства (Зоологическая улица, 13) и в ЦУМ Art Foundation (улица Петровка, 2)

/ 26.03.2014
купить билет на выставку
Москва, ул. Зоологическая, 13. +7 (499) 254 06 74  © Государственный центр современного искусcтва. Разработка [artinfo]. Дизайн [Андрея Великанова]