О.Аронсон, Е.Петровская. По ту сторону воображения. Современная философия и современное искусство

16.03.2010

Автор: [Дарья Барышникова]

Рубрика: Публикации сотрудников ГЦСИ

Рецензия на книгу Олега Аронсона и Елены Петровской "По ту сторону воображения. Современная философия и современное искусство. Лекции"

Книга представляет собой публикацию восьми лекций, прочитанных авторами в нижегородском филиале Государственного центра современного искусства. Предпринятое Олегом Аронсоном и Ольгой Петровской сопоставление некоторых аспектов современной философии и искусства особенно актуально в ситуации, когда остро существует проблема восприятия современного искусства – нет языка, адекватного для его описания, нет привычки его просмотра и осмысления. В лекциях даётся анализ философских текстов и визуального материала, но последний не играет роль иллюстраций. Авторы извлекают из анализируемых произведений неочевидное, предпринимая попытку отрефлексировать современное искусство его же собственными средствами. Идя от конкретных работ и используя философские концепции, они выходят на некие дополнительные по отношению к традиционному анализу задачи. Связывая примеры искусства с размышлениями философов, авторы показывают, что сегодня искусство ставит проблемы, аналогичные философским, часто находя способы выражения для таких явлений и процессов, для которых ещё нет соответствующих дискурсивных форм.

В первой лекции «Глобальные перспективы. Андреас Гурский – Фредрик Джеймисон» Елена Петровская сопоставляет особенности производства фотоизображений и принцип когнитивного картирования Джеймисона. Акцентируется представление о невидимом (предельном горизонте, «образе» как условии проявления изображения) в фотографии, о том, что не исчерпывается набором знаков. К фотографиям Гурского невозможно найти сопереживающее или созерцательное отношение, это исключено точкой показа. Петровская предлагает рассматривать эти фотографии как способ демонстрировать, что глобализация есть некий неуловимый горизонт, в который вписана сегодняшняя жизнь, и где из-за неспособности представить собственное время и пространство, их следует сконструировать.

Лекция «Язык фотограммы. Крис Маркер – Ролан Барт» посвящена проблеме «переизобретения средства» – выразительного языка искусства. В ней анализируется фильм Маркера «La Jetee» и параллельно – статья Барта «Открытый смысл», вводящая с структуру высказывания помимо информационного и символического смысловых уровней нечто дополнительное, что есть в самом изображении, что открывает язык бесконечности значений – открытость процесса означивания. Фильм Маркера (указывающий в сторону нового выразительного языка), по мнению Петровской, воплощает схему Барта – так идут параллельные размышления на разных языках.

В лекции «Проблема документа. Джефф Уолл – Жан-Франсуа Лиотар / Жак Деррида» рассматривается, как в ситуации отсутствия единого языка художники обращаются к изобретению новых средств; проблематизируется постановочная фотография. На примере Уолла Елена Петровская показывает, как симуляция становится средством создания подлинности и особой документальности. Аллегоричность изображений не даёт возможности занять сопереживающую позицию. «Фактически эта фотография создаёт ситуацию разрыва, через который только и можно войти в отношение к событию» – говорит Петровская.

И в лекции «Изображение и рассказ. Софи Каль – Вальтер Беньямин» исследуются возможности визуального и текстового ряда повествования. «Рассказ» (анализируемый Беньямином) вводится как ключевое понятие по отношению к тому, что делает художница Софи Каль. Беньямин противопоставляет рассказ (как то, что позволяет обмениваться опытом и то, чего лишён современный человек) и информацию. Софи Каль, по мысли Петровской, создавая общность переживания через пространство рассказа, возрождает его как пространство передачи опыта, что в современной ситуации предельной атомизации и разобщённости даёт надежду на возрождение почти невозможного сообщества.

Олег Аронсон в лекции «Политика образа. Воспроизведение и повтор (по работам Беньямина)» отмечает, что современность и в философии и в искусстве характеризуется изменением отношения к основаниям, ощущением разрыва с традицией. Различая образ и изображение, он обращается к работам Беньямина и проблеме зависимости восприятия мира от господствующей в обществе системы образов. Проводя различение между производством или воспроизводством образа и его повтором, Аронсон проблематизирует тему отношения оригинала и копии, выводящую на проблематику истины и лжи, в том числе и на этическую проблематику.

В лекции «Деструкция и деконструкция. Мартин Хайдеггер и Жак Деррида об искусстве» Аронсон пытается на примере искусства объяснить понятие «деконструкция». Раньше философию часто использовали объяснения искусства, теперь же к искусству обращаются как к сфере, где надо искать философию (по Хайдеггеру, в искусстве содержится исток нашей способности мыслить). Исток противостоит традиции, задача которой – забыть исток. Как показывает Аронсон, в отличие от деструкции Хайдеггера деконструкция Деррида постулирует ложность истока. Продолжая идеи деструкции, Деррида полемизирует с идеей присутствия. Он говорит об отсутствующем присутствии, что можно считать синонимом differance – не знак, но зазор, дистанция. Деррида движется в рамках деструкции Хайдеггера, которая снимает проблему эстетики живописи, концентрируясь на истине. Истина оказывается неожиданной, – не соответствием, но истиной бытия, событием, которое возможно, лишь благодаря произведению искусства, точнее тому в нём, что избыточно по отношению к изображению и смыслу.

Третья лекция «Движение и время (Жиль Делёз об искусстве и философии)» начинается с живописи, с перелома, произошедшего с появлением абстракции, поставившей вопрос дальнейшую судьбу фигуративного искусства. В философии эту роль выполнил Ницше, критиковавший ценности европейской метафизики. На этих примерах Аронсон показывает конец определённых способов описания мира. И различая логику вечности и финалистскую логику, переходит к Делёзу, отмечая подозрительное отношение Делёза к финалам. В книге о Фрэнсисе Бэконе Делёз исследует, как может продолжать существовать в качестве искусства фигуративная живопись.

В последней лекции «Искусство как этика общности» проблематизируются понятия её названия. Аронсон предлает рассматривать искусство ХХ века через критерий этики, но понятой специфически. Он ставит вопрос о месте этике в искусстве. Искусство оказывается причастно этике, когда вступает в противоречие с общественной моралью. Традиционное искусство занималось либо тем, что ценно – эстетическим удовольствием, либо прекрасным, либо тем, что бесценно. Современное искусство занимается тем, что делает ценным неценное. Этический жест искусства ХХ века – антиэлитарный. Аронсон показывает здесь взаимосвязь искусства и сообщества по работам Нанси, Бланшо и Лиотара.

Говоря о книге в целом, нельзя не обратить внимание на её недостаток – отсутствие каких бы то ни было иллюстраций. В издании по искусству, все тексты которого «привязаны» к конкретным изображениям, такая «слепота» может привести к неполному или даже неправильному пониманию смысла.

опбуликовано в журнале «Искусство» №6 2009

http://iskusstvo-info.ru/2009/6/index.html

2014предыдущий месяцследующий месяц
Facebook
Вконтакте
Instagram
Foursquare
Twitter
Теории и Практики
Youtube – Видео лекций
Подписка на рассылку

Последние новости и пресса

[Открыт приём заявок на конкурс ИННОВАЦИЯ 2014]

Заявки на десятый всероссийский конкурс в области современного искусства ИННОВАЦИЯ 2014 принимаются с 1 ноября 2014 года по 21 января 2015 года

/ 31.10.2014

[Applications call for INNOVATION Prize 2014 is now open]

Applications for INNOVATION Prize 2014, the 10th all-Russian competition in contemporary art, are welcome from November 1, 2014 through January 21, 2015

/ 31.10.2014

[Уже скоро! Открытие приёма заявок на конкурс ИННОВАЦИЯ 2014]

Приём заявок на десятый конкурс ИННОВАЦИЯ 2014 откроется 1 ноября 2014 года и продолжится до 21 января 2015 года

/ 26.10.2014
КУПИТЬ БИЛЕТ
НА ВЫСТАВКУ
Москва, ул. Зоологическая, 13. +7 (499) 254 06 74  © Государственный центр современного искусcтва. Разработка [artinfo]. Дизайн [Андрея Великанова]