А. Раппапорт. Вышивка с выдумкой

18.09.2009

Автор: [Александр Раппапорт]

Рубрика: Публикации сотрудников ГЦСИ

Серия вышивок Марии Арендт может рассматриваться как ещё одна вариация на тему «слово-изображение» в современном авангардном искусстве. Слово в данном случае — обрывок цитаты, изображение — графика средствами линейной однониточной вышивки по монохромной поверхности. Необычность техники и литературной ссылки придаёт серии настоящую оригинальность и свежесть. Умеренная ирония и минимализм тут соприкасаются с достаточно актуальным сексуальным подтекстом и менее актуальной в наши дни сферой рукоделия. Впрочем, рукоделие в связи сексуальной озабоченностью, кажется, еще не вышло из моды.

Проблема соотношения слова и изображения может считаться одной из основных для современного искусства. Хотя в полную силу она стала звучать в концептуализме, её корни уходят в историю искусства древности. Реализм, в том числе и критический тоже играл названиями. Недаром замечено, что картина Исаака Левитана «Владимирка» без своего названия почти утратила бы всякий смысл. Возможно, это и преувеличение. Классицизм тоже разыгрывал связи живописи с поэзией со ссылкой на Горация. Поэзия была живописью для слепых, живопись — поэзией для глухих. Но подлинно новый смысл отношения слова и изображения получили только во второй половине ХХ века. Немалую роль в этом сыграли художники группы "Art&Language". Их серия огромных полотен под общим названием «Портрет В.И. Ленина в стиле живописи Джексона Поллока» был своего рода шоковым экспериментом. Концептуализм обыгрывал и триаду: «вещь — слово — изображение». Классическим примером такой игры стал стул Иозефа Кошута или его же знаменитый «art» со статьёй из вебстеровского словаря.

Илья Кабаков в 1970-х годах сделал серию минималистских концептуальных работ в которых предмет, приделанный к доске сопровождался вопросом и ответом с именами и фамилиями спрашивавших «Чей это молоток? Не знаю».

Позднее слова стали заполнять картины, вытесняя изображения. При этом эксплуатировались все виды каллиграфии и шрифтового искусства, имитировалась реклама, финансовые отчёты, расписания, справки, удостоверения личности и пр. Даже фотографы перестали снимать и переключились на подписи, в особенности знаменитой стала серия Купреянова «Угасло дневное светило».

Во многих случаях в замысел входит память. Нужно как-то ассоциировать слова с их культурным контекстом, равно как и изображения. В этом отношении озорные частушки даны только памяти, а графика имеет с порнографией мало общего. Это скромные изобразительные сюжеты, приличествующие отрывному календарю. Но всё же, один довольно тонкий ассоциативный момент тут просматривается. Это как раз полиграфия или намёк на неё. Такого рода рисунки редко используются в станковом и уж, тем более, в прикладном искусстве, скорее они принадлежит печатной продукции, газете или журналу. Последние же, будучи прежде всего вещами, элементами предметного мира, соответствуют кускам ткани, тоже принадлежащими миру бытовых предметов и тем самым художественная проекция замысла на повседневность становится скрытой темой чистого созерцания.

Ткань, в отличие от книг и журналов, которые в глянцевом варианте стали ещё прозрачнее, и утратили свойства вещи, остаётся вещью, не теряет вещественности. Журналами и газетами уже невозможно даже печку растопить, не говоря уж о менее почтенной судьбе печатной продукции в домашнем обиходе. Тут же материя берёт реванш, и играет со словом, не теряя первородства.

Такое двойное кодирование указывает не только на постмодернистское чтение, но и на противоположный в фольклоре способ обращения с предметами в знаменитых иносказаниях типа «ключик и замочек», «колечко и пальчик» или — уж в этом случае особенно актуальным — «нитка и иголка».

Одним словом Марии Арендт удалось в крайне лаконичной форме связать далёкие горизонты культуры, и можно сказать, что её иголка отличается остротой, не меньшей, чем смелое слово.

2014предыдущий месяцследующий месяц
Instagram
Facebook
Вконтакте
Instagram
Foursquare
Twitter
Теории и Практики
Youtube – Видео лекций
Подписка на еженедельную рассылку
Москва, ул. Зоологическая, 13. +7 (499) 254 06 74  © Государственный центр современного искусcтва. Разработка [artinfo]. Дизайн [Андрея Великанова]