Непривычный Шанхай

18.09.2007

Автор: [Александр Раппапорт]

Рубрика: Публикации сотрудников ГЦСИ

Город Шанхай, один из центров быстро растущей восточной цивилизации на тихоокеанском побережье Китая, ассоциируется в сознании европейцев либо с будущим супер-мегаполисом, в котором небоскребов будет во много раз больше, чем в Нью-Йорке, либо с трущобными районами больших европейских и американских городов, населенными некогда полунищими китайскими эмигрантами. Но Шанхай неожиданно обрел и иной, третий облик - одного из уникальных мест, сохранивших следы ардеко.

Ардеко - стиль все больше входящий в моду на Западе - с его геометрическими линиями и изысканными кривыми, яркими красками и стильной сдержанностью - в самой Европе и США представлен на так уж и богато, поскольку его расцвет совпал с большой экономической депрессией 30х годов.

Подлинными центрами ардеко, в итоге, по иронии судьбы, стали не Париж, Лондон или Нью-Йорк, где, конечно, шедевры ардеко сохранились (хотя бы в самом популярном образце его - Крайслер Билдинг в НЙ), а в городах провинциальных, которых депрессия коснулась не столь безжалостно, например в городе Напье в Новой Зеландии, застраивавшемся после землетрясения 1931 года, в Майами, или в столице Эритреи Асмаре, сохранившей следы недолгой итальянской империи, и, наконец, в Шанхае.

Здесь, в Шанхае, в тридцатых годах были еще богатые люди и их потомки, которые строили на широкую ногу, вдали от надвигавшейся на Европу войны, частные роскошные дома и гостиницы. Одна из таких знаменитых своей роскошью гостиниц Шанхая - Катай - и по сегодня остается одной из самых роскошных гостиниц в КНР.

Шанхайскому ардеко посвятил свою статью корреспондент газеты "Телеграф" Ричард Спенсер. Он пишет, что в Шанхае, где идет бешеное новое строительство, вопрос о сносе старых задний под застройку новыми суперблоками стоит не менее остро, чем в Москве. До недавнего времени к этому сносу относились тоже похожим образом - "прочь с дороги старый хлам", и вот только совсем недавно до китайских властей дошло, что, быть может, жемчужины ардеко, сохранившиеся в центре города, могут со временем стать подлинными сокровищами быстро растущей и все же совершенно стереотипной городской среды. Возникли планы спасения и реставрации старых зданий.

Попутно выяснились некоторые любопытные факты. Так, например, среди архитекторов, строивших в 30-е годы в стиле ардеко в Шанхае, было несколько чехов, попавших в свое время в большевистские концлагеря и бежавших на восток. Они осели в Китае и получали здесь архитектурные заказы. Их здания украшают город и по сей день. Это - Ladislaus Hudec, и C. H. Gonda (последнему как раз и принадлежит проект отеля Катай).

Кроме архитектурных объектов, таких как частные дома, гостиницы, кинотеатры и магазины, стиль ардеко сохранился и в лавках шанхайских старьевщиков и антикваров, и цены на лампы, вазы и ширмы в этом стиле начали быстро расти.

В результате только что вышли две книги - 'Shanghai Art Deco' (авторы - Deke Erh и Tess Johnston, Old China Hand Press, Hong Kong) и фотоальбом 'Phantom Shanghai' (автор - Greg Girard, издательство Magenta). А с 30 сентября по 21 октября в Шанхае, в помещении Studio Rouge (50 Moganshan Lu) будет работать выставка 'Phantom Shanghai'.

К этому можно было бы добавить еще и то, что давно известный историкам и теоретикам архитектуры феномен - распространение стилей по поверхности земного шара в эпоху глобализации - становится особенно актуальной проблемой, и в будущем, наверняка, станет одной из граней проблематики соотношения глобального и локального в архитектуре. Пример Шанхая для такой проблематики весьма красноречив.

Так что и нашим любителям ардеко не мешает съездить в Шанхай, чтобы полюбоваться на образцы китайского ардеко в архитектуре, а может быть и прикупить что-нибудь на местных барахолках. И уж, во всяком случае, над всем этим стоит призадуматься тем, кто безумно городит на территории Москвы новые стеклянные офисы и жилые кварталы. Вопрос ведь, в свете сказанного, может звучать так - станут ли эти сооружения через полвека столь же ценными следами творческой фантазии, какими стали сегодня образцы шанхайского ардеко?

Ардеко - стиль все больше входящий в моду на Западе - с его геометрическими линиями и изысканными кривыми, яркими красками и стильной сдержанностью - в самой Европе и США представлен на так уж и богато, поскольку его расцвет совпал с большой экономической депрессией 30х годов.

Подлинными центрами ардеко, в итоге, по иронии судьбы, стали не Париж, Лондон или Нью-Йорк, где, конечно, шедевры ардеко сохранились (хотя бы в самом популярном образце его - Крайслер Билдинг в НЙ), а в городах провинциальных, которых депрессия коснулась не столь безжалостно, например в городе Напье в Новой Зеландии, застраивавшемся после землетрясения 1931 года, в Майами, или в столице Эритреи Асмаре, сохранившей следы недолгой итальянской империи, и, наконец, в Шанхае.

Здесь, в Шанхае, в тридцатых годах были еще богатые люди и их потомки, которые строили на широкую ногу, вдали от надвигавшейся на Европу войны, частные роскошные дома и гостиницы. Одна из таких знаменитых своей роскошью гостиниц Шанхая - Катай - и по сегодня остается одной из самых роскошных гостиниц в КНР.

Шанхайскому ардеко посвятил свою статью корреспондент газеты "Телеграф" Ричард Спенсер. Он пишет, что в Шанхае, где идет бешеное новое строительство, вопрос о сносе старых задний под застройку новыми суперблоками стоит не менее остро, чем в Москве. До недавнего времени к этому сносу относились тоже похожим образом - "прочь с дороги старый хлам", и вот только совсем недавно до китайских властей дошло, что, быть может, жемчужины ардеко, сохранившиеся в центре города, могут со временем стать подлинными сокровищами быстро растущей и все же совершенно стереотипной городской среды. Возникли планы спасения и реставрации старых зданий.

Попутно выяснились некоторые любопытные факты. Так, например, среди архитекторов, строивших в 30-е годы в стиле ардеко в Шанхае, было несколько чехов, попавших в свое время в большевистские концлагеря и бежавших на восток. Они осели в Китае и получали здесь архитектурные заказы. Их здания украшают город и по сей день. Это - Ladislaus Hudec, и C. H. Gonda (последнему как раз и принадлежит проект отеля Катай).

Кроме архитектурных объектов, таких как частные дома, гостиницы, кинотеатры и магазины, стиль ардеко сохранился и в лавках шанхайских старьевщиков и антикваров, и цены на лампы, вазы и ширмы в этом стиле начали быстро расти.

В результате только что вышли две книги - 'Shanghai Art Deco' (авторы - Deke Erh и Tess Johnston, Old China Hand Press, Hong Kong) и фотоальбом 'Phantom Shanghai' (автор - Greg Girard, издательство Magenta). А с 30 сентября по 21 октября в Шанхае, в помещении Studio Rouge (50 Moganshan Lu) будет работать выставка 'Phantom Shanghai'.

К этому можно было бы добавить еще и то, что давно известный историкам и теоретикам архитектуры феномен - распространение стилей по поверхности земного шара в эпоху глобализации - становится особенно актуальной проблемой, и в будущем, наверняка, станет одной из граней проблематики соотношения глобального и локального в архитектуре. Пример Шанхая для такой проблематики весьма красноречив.

Так что и нашим любителям ардеко не мешает съездить в Шанхай, чтобы полюбоваться на образцы китайского ардеко в архитектуре, а может быть и прикупить что-нибудь на местных барахолках. И уж, во всяком случае, над всем этим стоит призадуматься тем, кто безумно городит на территории Москвы новые стеклянные офисы и жилые кварталы. Вопрос ведь, в свете сказанного, может звучать так - станут ли эти сооружения через полвека столь же ценными следами творческой фантазии, какими стали сегодня образцы шанхайского ардеко?

2014предыдущий месяцследующий месяц
Instagram
Facebook
Вконтакте
Instagram
Foursquare
Twitter
Теории и Практики
Youtube – Видео лекций
Подписка на еженедельную рассылку
Москва, ул. Зоологическая, 13. +7 (499) 254 06 74  © Государственный центр современного искусcтва. Разработка [artinfo]. Дизайн [Андрея Великанова]