А. Раппапорт. Расширение музейных площадей

18.11.2008

Автор: [Александр Раппапорт]

Рубрика: Публикации сотрудников ГЦСИ

Нью-Йорк и Лондон продолжают состязаться в качестве лидеров художественного рынка, но вот в деле расширения площадей городских музеев Нью-Йорк остается недосягаем. Как пишет в Art Newspaper 7 июля Дж. Кауфман, общая сумма средств на расширение и строительство музейных помещений в НЙ превысит 2 миллиарда долларов. В основном, все это деньги частных инвесторов, в особенности - тех, чьи жены занимаются музейной благотворительностью и которые сами входят в совет попечителей музеев. Среди многих имён упоминаемых в статье Джерри Спейер - один из магнатов на рынке недвижимости, входящий в совет Метрополитен музея. Недавно он подарил музею работы Раушенберга и Болтянского.

Не все богатые коллекционеры, однако, готовы вкладывать свои деньги в городские музеи, многие предпочитают открывать и строить частные музеи для своих коллекций. Но общее число музейных помещений города в этом случае все равно вырастет на ощутимую величину.

Музейный бум, отмечаемый в настоящее время, тесно связан с двумя другими бумами. Во-первых - с ростом денег у новых лидеров капиталистического рынка, прежде всего владельцев страховых компаний, во-вторых - с продолжающимся ростом цен на авангард. Сам этот рост цен, конечно, тоже отражает рост денежной массы в частных руках.

Перевод этих денег в общественные фонды - в частности в музейное строительство - будет иметь множество последствий, с авангардным бумом уже не связанных. Вырастет число рабочих мест в соответствующих учреждениях и повысится потребность в квалифицированных экспертах, что приведет к оживлению и расширению искусствоведческих факультетов в университетах. Вероятно, повысится роль критиков и усилится активность изданий, посвященных арт-критике. Но речь в таком случае уже не сможет ограничиться сферой авангарда. Музеи продолжают работу в сферах классического искусства и археологических памятников, так что здесь можно ожидать общего подъема гуманитарных специальностей. Косвенно музейный бум повлияет и на политику СМИ, в которых соответственно потребуется увеличить число часов, посвященных музеям и изобразительному искусству и, соответственно, критиков и историков. Более далекие следствия можно ожидать в сфере школьного образования, так как по традиции музеи все чаще используются как пространства внеклассной работы школ. Так что объем и структура следствий музейного бума отнюдь не ограничивается сферой туризма и развлечений в выходные дни.

В Лондоне архитектурное бюро Ричарда Роджерса получило заказ на расширение помещений Британского музея. Конечно деньги тут не такие огромные как в Нью-Йорке - всего 50 миллионов фунтов. Помещений музея, включающих и крыло Сэйнсбери, не хватает для устройства временных выставок. В сентябре круглый читальный зал музея будет отдан под выставку китайских терракотовых воинов.

Приглашение Ричарда Роджерса говорит о политике уравновешивания растущего влияния сэра Норманна Фостера, принесшего музею новую популярность своим крытым двором. Теперь ход в этом творческом состязании сделает сэр Ричард, весьма вероятно удручённый провалом своего Зала Тысячелетия, который в свое время предполагалось использовать как выставочный зал, но эти планы рухнули.

Надо полагать, что инициативы лидеров музейного дела в Лондоне и Нью-Йорке не останутся незамеченными и в других частях света. В самих США резко активизируется строительство музеев в разных штатах. Не исключено, что новый импульс музейному строительству придаст и Китай, который к открытию Олимпиады и выставки в 2008-2012 годах, наверняка, расширит площади своих музеев.

Все это говорит о том, что коммерческая и экспозиционная активность в сфере изобразительного искусства развивается невиданными темпами. На этом фоне движения самого искусства как-то не заметно. Но едва ли импульс одной сферы не скажется в другой. Весь вопрос в том, как когда и где это произойдет, и какие социальные институты кроме рынка, аукционов и музеев окажутся тут на первом плане - университеты, СМИ, архитектурно-дизайнерские фирмы, частные благотворители или новые общественные институты. С каждым днем ситуация становится все более чреватой новыми перспективами художественного обновления. Но его конкретные формы остаются абсолютно непроницаемыми

2014предыдущий месяцследующий месяц
Instagram
Facebook
Вконтакте
Instagram
Foursquare
Twitter
Теории и Практики
Youtube – Видео лекций
Подписка на еженедельную рассылку
Москва, ул. Зоологическая, 13. +7 (499) 254 06 74  © Государственный центр современного искусcтва. Разработка [artinfo]. Дизайн [Андрея Великанова]