До первой Уральской Биеннале осталось...

Программа: [Уральские заводы:индустрия смыслов]

Событие: [1-я Уральская Индустриальная биеннале современного искусства]

Facebook Вконтакте Twitter pinterest google+

 

Осенью этого года в Свердловской области пройдёт Первая индустриальная биеннале современного искусства. Организатор проекта — Екатеринбургский филиал Государственного Центра современного искусства при поддержке губернатора Свердловской области. Один из кураторов Основного проекта, искусствовед — Екатерина Дёготь.
- Биеннале — форма международной выставки, которая проходит в определённом городе и в известном смысле – это всегда высказывание художников о конкретном месте. Биеннале возникла в Венеции, потом стали распространяться и по другим городам, куда приезжают художники из разных стран и соединяются с местными художественным силами. В России Биеннале пока ещё очень мало. Процесс только начинается, и Екатеринбург, как один из крупнейших русских городов, должен быть в числе опорных точек биеннального движения.
Биеннале современного искусства три раза проходила в Москве. Существует Красноярская музейная Биеннале, говорят, сейчас проходит биеннале в Якутии. Все иностранные художники, с которыми я говорила, возлагают особые надежды на Уральскую индустриальную биеннале. Они слышали слово «Урал» и этот регион для них интересен, они хотят приехать или хотя бы предоставить свои работы, чтобы войти в контакт с ним.

-Чем на ваш взгляд интересен и привлекателен Екатеринбург для зарубежных художников?
-Прежде всего, Екатеринбург интересен как центр региона с особой историей, как исключительный продукт советской модернизации, любопытного исторического периода, который, так или иначе, связан с современностью. Урал проходит своё развитие от индустриальных к постиндустриальным процессам, как и во всем мире. Хотя уже сейчас ясно, что город больше похож на Дубай, а не на Свердловск. Хорошо это или плохо, к каким приобретениям и потерям мы приходим — именно об этом выставка. Это не будет серия красивых картинок для развлечения людей, а скорее серьезный разговор, иногда резкий и прямой, о проблемах жизни людей в современном постиндустриальном мире.


-Судя по тому, что мы разговариваем в здании типографии «Уральский рабочий», оно и станет одним из выставочных пространств. И будут здесь не только картины.
– Современное искусство отличается тем, что это совершенно разные на вид вещи – картины, скульптуры, инсталляции. При этом значительное место занимает кино и видео, которые могут быть короткими или длинными, но которые надо смотреть от начала и до конца. Будут фотографии с некоторыми текстами, выставленные в пространстве так, что между ними выстраивается диалог. И зрителям для посещения этой выставки надо будет запланировать достаточное время, только тогда возникнет понимания связи одного с другим.
-Или не понимания….
- В выставочном пространстве будет достаточно много объяснений, и они, надеюсь, помогут понять суть происходящего. Игрушек здесь не будет, зато предполагается много экскурсий. Будет традиционная книга отзывов, но в нетрадиционном формате, где нам хотелось бы прочитать мнение публики, получить обратную связь... В течение выставки будет работать дискуссионный зал, где любой сможет высказаться по любому вопросу.
-Стало ли предметом интереса Биеннале индустриальное наследие Урала?
- Индустриальное наследие Урала отличительно тем, что это именно НАСЛЕДИЕ, которое больше не используется. И его можно применить для искусства и для Биеннале, потому что высвободилось много индустриальных площадей. Например, на чердаке «Уральского рабочего» мы нашли документы старой типографии и выставим их как часть экспозиции, показав тем самым, что и раньше тоже было современное искусство. Коллажи на стенах мы также оставляем в качестве произведений самодеятельного творчества рабочих, а рядом разместим работы современных художников.
-На какого посетителя, зрителя, слушателя рассчитана Биеннале?
-Адресат очень широкий. Разумеется, в первую очередь мы ориентируемся на студенческую молодёжь и на людей, заинтересованных и думающих. Вместе с тем менеджеры среднего звена - тоже наши посетители. Здесь есть многое, что откроет нечто новое людям, для которых слово «завод» имеет какое-то значение. Они смогут увидеть, как это выглядит в других странах, потому что процессы, происходящие в Екатеринбурге, интернациональны.
-Кто из уральских художников вовлечен в проект?
-Будет несколько художников, родившихся в Екатеринбурге. Например, Александр Шабуров, но с работой иного характера, чем все от него ожидают.
-Можно ли в качестве последствия Первой Уральской Биеннале рассматривать попытку ребрендинга территории, которая может быть интересна миру не только как место, где убили последнего русского царя?
- У нас нет такой цели, тем более, мне кажется, что это неправильный путь. Ребрендинг — по большому счёту - враньё: сменить имя и ничего не поменять на самом деле. Как в Советском Союзе. У нас более амбициозные задачи. Искусство способно помочь понять проблемы, осознать, переосмыслить для себя. Сейчас в стране происходит ребрендинг — вытеснение прошлого, которое не проработано, не осмысленно. Как в свое время насаждался социализм, сейчас насаждается капитализм. Нам хочется вскрыть этот механизм, показать, как это делается.
-За Первой Биеннале последует Вторая?
- У Екатеринбургского филиала Государственного Центра современного искусства есть такая надежда. Но надо понимать, что это определенная нагрузка на партнеров и спонсоров. Но всё осуществляется, когда есть желание. Мы хотим, чтобы приехавшие сюда художники сняли фильм о городе и показали его на следующей Биеннале, которую уже будут делать другие люди и на других площадках. А в сентябре сюда приедут художники из России, Украины, Индии, Китая, Голландии, Израиля, Ливана. Они не представляют свои территории: мы выбирали таких, которые говорят про проблемы, которые нас интересуют.
-В любом случае Биеннале - не развлечение?
-Это будет интересно, возможно, где-то – смешно, но не такова наша цель. Мы будем стараться, чтобы это было понятно и объяснимо разным людям. Наша мечта, чтобы человек вышел отсюда с ощущением: «Как интересно, надо подумать об этом на досуге».


Наталья Подкорытова
Областная газета, №276 (5346), 31 июля 2010 года, стр.7

2014предыдущий месяцследующий месяц
Instagram
Facebook
Вконтакте
Youtube – Видео лекций
Foursquare
Twitter
Подписка на еженедельную рассылку

Последние новости и пресса

[«ЧТО-ТО НОВОЕ И НЕОБЫЧНОЕ»]

В Екатеринбурге вышла коллективная научная монография ««Что-то новое и необычное»: аудитория современного искусства в крупных городах России»

/ 20.09.2018

[Лаборатория молодого художника: новая сессия]

Сессия проходит с художницей Татьяной Ахметгалиевой

/ 20.09.2018

[Выездная прогулка в Нижний Тагил]

Прогулка приурочена к открытию выставки коллекции «Акциона Кости», собранной Анной и Виталием Черепановыми в городах России.

/ 20.09.2018

[NEMOSKVA]

Международный передвижной симпозиум NEMOSKVA, исследующий современную культурную ситуацию в регионах России

/ 17.08.2018
Екатеринбург, ул. Добролюбова, 19а. +7 (343) 289-91-32  © Государственный центр современного искусcтва. Разработка [artinfo]. Дизайн [Андрея Великанова]