«ЧТО-ТО НОВОЕ И НЕОБЫЧНОЕ»

Facebook Вконтакте Twitter pinterest google+

Книга – результат двухгодичного «Исследования аудитории современного искусства в крупных городах России», проводимого междисциплинарной командой исследователей из Екатеринбурга.

Исследование проходило в 2017-2018 годах в семи городах страны: Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Норильске, Перми, Томске, Тюмени и Челябинске. Его инициатором стал Центр поддержки и развития современного искусства «ЗА АРТ» в партнерстве с Уральским филиалом РОСИЗО-ГЦСИ, Екатеринбургской академией современного искусства (ЕАСИ) и Фондом «Социум». Проект поддержал Благотворительный фонд Владимира Потанина.

Цитата «Что-то новое и необычное», вошедшая в название книги – одно из распространенных мнений о современном искусстве, неоднократно прозвучавшее от респондентов многочисленных интервью и анкетирований, проведенных в ходе исследования. Причем, этот мотив упоминали как сами зрители, объясняя им свое обращение к современному искусству, так и сотрудники художественных институций, полагая, что это основной стимул, который побуждает аудиторию приходить к ним на выставки. Кроме того, сама монография – это «что-то новое и необычное» в сфере социологических и маркетинговых исследований аудитории современного искусства, так как впервые столь масштабно описывает региональных зрителей и методики работы с ними.

Алиса Прудникова, директор по региональному развитию РОСИЗО-ГЦСИ,
комиссар Уральской индустриальной биеннале:

«Профессиональное художественное сообщество в России, организаторы проектов в сфере современного искусства и музейные институции привыкли оценивать свою аудиторию интуитивно, и каждый представляет ее по-своему. Исходя из этих представлений строятся концепции музейного маркетинга, пиара и продвижения, которые не всегда срабатывают - ведь без четкого образа адресата вряд ли может осуществиться мечта любого музея «победить Икею», выиграть битву за досуг посетителя. У существующих институций уже есть запрос на понимание своей аудитории; у тех, кто планирует развернуть свою деятельность, есть запрос на методологию привлечения зрителя. Данный проект по исследованию аудитории представляет собой важный шаг для стратегической программы работы в региональной ситуации. Это возможность работы с российской территорией с позиций культурного программирования, подбор важного ключа к диалогу с аудиторией».

Лариса Петрова, кандидат социологических наук, доцент, проректор по научной и инновационной работе Екатеринбургской академии современного искусства,
научный редактор книги:

«Вопросы о природе популярности современного искусства и его аудитории в России важны как в отношении развития академических исследований культурного потребления и культурного участия, так и являются вполне насущными для деятельности российских музеев и других выставочных площадок. Актуальность обращения к изучению аудитории междисциплинарна и межпрофессиональна. Это важно и интересно с социологической, экономической, искусствоведческой, культурологической и политологической точек зрения. Это важно и интересно управленцам в культуре, менеджерам площадок современного искусства, меценатам, а также художникам, культуртрегерам, наконец - зрителям».

Монография состоит из четырех разделов:
1. «Концепция проекта и его результаты. Аудитория площадки современного искусства: модель и результаты»;
2. «Аудитория больших культурных проектов» на примере IV Уральской индустриальной биеннале современного искусства;
3. «Методики изучения аудитории современного искусства»;
4. «Теоретические аспекты изучения аудитории современного искусства в зарубежных исследованиях» – раздел обобщает опыт иностранных специалистов, а также включает отклики российских и зарубежных экспертов на вопрос-провокацию: «Кому современное искусство?»

Среди лидеров культурных институций, которые поделись с исследователями своим мнением об аудитории современного искусства и практиками работы с ней: Антон Белов (Музей современного искусства «Гараж», Москва); Анна Гор (Волго-Вятский филиал РОСИЗО-ГЦСИ, Нижний Новгород); Ксавье Декто (Национальные музеи Шотландии); Владимир Ильин (Санкт-Петербургский государственный университет); Ример Кнооп (Reinwardt Academie, Амстердам); Дуглас Лони (Международное культурное агентство BOP Consulting); Оксана Орачева (Благотворительный фонд В. Потанина, Москва); Николай Палажченко (бизнес-школа RMA, Москва); Анна Пьянкова (Уральский филиал РОСИЗО-ГЦСИ, Екатеринбург); Елена Раевских и Максим Жаффре (Центр имени Норберта Элиаса Высшей школы социальных наук, Марсель); Джон Фальк (Центр инноваций в области образования Университета штата Орегон); Василий Церетели (Московский музей современного искусства).

Книга ««Что-то новое и необычное»: аудитория современного искусства в крупных городах России» будет полезна нескольким категориям специалистов.

Во-первых, тем, кто уже работает в области современного искусства: галереям, музеям, временным выставочным площадкам и проектам, а также кураторам, инициаторам новых площадок современного искусства. Большинство из них пока имеют очень абстрактное представление о своей публике, пытаясь охватить сразу все сегменты аудитории. Сборник поможет институциям откорректировать представление о целевых группах зрителей и оптимизировать арсенал средств работы с ними.

Во-вторых, институциям, которые пока не взаимодействуют с современным
искусством, но хотят этим заняться.
Речь, прежде всего, идет о классических музеях
изобразительных искусств, которые постепенно начинают проявлять интерес к теме и
создают отделы, посвященные современному искусству, ищут способы его экспонирования. Для них важно быть готовыми к резкой реакции на современное искусство со стороны традиционной аудитории и знать, как работать с ней, а также понимать, как можно расширить аудиторию за счет привлечения молодежи, которая, как правило, в классические музеи изобразительных искусств ходит с большой неохотой.

И, в третьих, профессионалам, которые напрямую не связаны с современным искусством: event и pr- менеджеры, аналитики, социологи. Для них откроется возможность понять потенциал аудитории современного искусства: внедрив какие-то элементы современного искусства в мероприятия, в городское пространство, можно добиться прироста числа зрителей, создать дополнительную ценность и смыслы проектов.

Конечно, книга может быть интересна и полезна и самой аудитории – как показало исследование, это – рефлексирующие, активные люди, для которых важное значение имеет поиск идентичности.

Книга ««Что-то новое и необычное»: аудитория современного искусства в крупных городах России» распространяется бесплатно (получатель оплачивает только наложенный платеж за доставку книги в свой город).

Заказать книгу можно на сайте исследования www.artauditoria.ru

2014предыдущий месяцследующий месяц
Instagram
Facebook
Вконтакте
Youtube – Видео лекций
Foursquare
Twitter
Подписка на еженедельную рассылку

Последние новости и пресса

[Уральская индустриальная биеннале объявила площадку]

29 ноября в пресс-центре ТАСС в Екатеринбурге состоялась пресс-конференция, посвященная 5-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства.

/ 29.11.2018

[«ЧТО-ТО НОВОЕ И НЕОБЫЧНОЕ»]

В Екатеринбурге вышла коллективная научная монография ««Что-то новое и необычное»: аудитория современного искусства в крупных городах России»

/ 20.09.2018

[Лаборатория молодого художника: новая сессия]

Сессия проходит с художницей Татьяной Ахметгалиевой

/ 20.09.2018

[Выездная прогулка в Нижний Тагил]

Прогулка приурочена к открытию выставки коллекции «Акциона Кости», собранной Анной и Виталием Черепановыми в городах России.

/ 20.09.2018
Екатеринбург, ул. Добролюбова, 19а. +7 (343) 289-91-32  © Государственный центр современного искусcтва. Разработка [artinfo]. Дизайн [Андрея Великанова]