Музей пролетарской культуры. Индустриализация богемы

Арсений Жиляев

Смысловым центром инсталляции «Музей пролетарской культуры. Индустриализация богемы» является непростая диалектика отношений "музей-художник". Арсений Жиляев противопоставляет две эпохи – позднесоветскую эру работы/досуга, на стыке которой рождались независимые, неподконтрольные и анонимные формы творчества, и эпоху постсоветскую, которая их профессионализировала и вывела «художников от сохи» на уровень коммерческой культуры. Если музей задает ритмы художественного производства, где творчество вписывается в институциональную машину общественных и политических запросов, то анонимное досуговое творчество является побочным эффектом этой машины, поскольку оно рождается в кружках самодеятельности, рабочих клубах и домах культуры. Тотальная инсталляция Жиляева – концептуальная реплика на выставку Г.А.Федорова-Давыдова "Опытная комплексная марксистская экспозиция" (ГТГ, 1931). Сегодня Жиляев предлагает вновь обратиться к соотношению эстетики и условий производства искусства, которые дополняются в его проекте анализом истории и политического контекста. Здесь невозможно отличить архитектуру от ассамбляжа, факт от вымысла, документ от литературы. Художник отчасти имитирует, отчасти аппроприирует элементы советского интерьера. Зритель словно попадает в эру дидактических экспозиций. Сначала перед ним разворачивается позднесоветская история, героями которой оказываются рабочие, инженеры и художники-любители, а затем она сменяется историей креативного класса почти футуристических 1990-2000-х.
Мария Чехонадских

 

Последние новости конкурса ИННОВАЦИЯ


© Государственный центр современного искусcтва. Разработка [artinfo]. Дизайн [Андрея Великанова]