Советский фотоавангард и концепция производственно-утилитарного искусства

Андрей Фоменко / Andrey Fomenko

Родился в 1971 в Сургуте, Тюменская обл.
Живет и работает в Санкт-Петербурге.

Книга. Санкт-Петербург: изд-во СПГУТД, 2011. – 204 с. ISBN 978-5-7937-0617-9
Номинирована Санкт-Петербургским отделением Российского института культурологии

Книга посвящена советской авангардной фотографии 1920 – 30-х годов, которая рассматривается в контексте трансформации модернизма и перехода его в жизнестроительную фазу. Работая с конкретным материалом, Фоменко выходит на важные обобщения, касающиеся сущности модернистского искусства и эволюционных процессов, благодаря которым в разные периоды на первый план выдвигались разные аспекты фотографической техники, соответствовавшие актуальным задачам авангарда. Данный подход отражен в структуре книги: от исследования предпосылок валоризации фотографии в модернистском искусстве автор переходит к описанию поэтики фотоавангарда, а завершается работа глубоким анализом взаимоотношений между поздним авангардом и официальным искусством сталинского периода. В ходе исследования автором формулируется единая теория развития авангардного искусства, в которой акцентируется значение фотографической техники и установки на ее инструментальное использование. Другая важная особенность книги состоит в том, что она весьма продуктивно вводит в оборот идеологическую и теоретическую составляющую производственного искусства - тексты Арватова, Чужака, Третьякова, Кушнера, которые оказываются актуальными по сей день. В книге преодолевается «раскол» между морфологическим и социологическим подходом и вырабатывается методология, адекватная своему предмету – авангардному движению, действующему на пересечении искусства, политики и технологий.

Дмитрий Спивак, директор Санкт-Петербургского отделения Российского института культурологии

 

Andrey Fomenko
Born in 1971 in the town of Surgut, Tyumen Oblast
Lives and works in Saint Petersburg

Soviet Photo Avant-Garde And The Concept Of Industrial-Utilitarian Art
Monograph
Saint Petersburg: SPGUTD, 2011

Nominated by Saint Petersburg branch of the Russian Institute for Cultural Research The book is dedicated to the 1920s–1930s Soviet avant-garde photography, examined in the context of transformation of modernism. Working with the concrete material, Fomenko came to important generalizations when dealing with the essence of modernist art and evolutionary processes. He concluded that different aspects of photographic technique were advanced at different stages in order to match the goals of the avant-garde at the time. From examining the prerequisites for the valorization of photography in modernist art, the author moves to describing the poetry of photo avant-garde and ends with a deep analysis of the relationship between late avant-garde and official Stalinist art. During the research, the author formulates a unified theory of the development of avant-garde art, which accentuates the importance of the photographic technique and its instrumental use. Another important aspect of the book is that it introduces the ideological and theoretical components of industrial art: texts by Arvatov, Chuzhak, Tretyakov, and Kouchner, that are relevant to this day. The book overcomes the “divide” between the morphological- and sociological approach, and produces an adequate methodology for its topic: the avant-garde movement operating on the crossroads between art, politics and technology.

Dmitri Spivak, Director, Saint Petersburg branch of the Russian Institute for Cultural Research

Последние новости конкурса ИННОВАЦИЯ


© Государственный центр современного искусcтва. Разработка [artinfo]. Дизайн [Андрея Великанова]