Обращение художника Бориса Орлова к художественному сообществу

 

Следя за шумихой вокруг конфликта членов Экспертного совета «Инновации» и руководства ГЦСИ, приходишь в ужас не от того, в чем обвиняется руководство ГЦСИ, а от ситуации в современном искусстве в целом.

Во всех публикациях только и слышишь о художественном сообществе. Кто бы мне квалифицированно ответил, что такое наше сообщество, из каких элементов оно состоит? Почти все авторы почему-то смело заявляют от лица всего художественного сообщества – «Сообщество не оценит!», «сообщество протестует». А между тем у сообщества никто ничего не спросил. И не надо спрашивать, а то ситуация очень осложнится, ведь сообщество очень неоднородно и не единодушно.

Мне, как члену сообщества, хочется задать несколько вопросов участникам конфликта:

1. Господа члены Экспертного совета, вы точно уверены, что ваше решение включить в шорт-лист «величайший арт-шедевр» Литейный Х... (Плуцер-Сарно, http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1585396 от 14.01.2011) абсолютно безупречно?

Я понимаю, что вами руководила благородная корпоративная солидарность. Мне изнутри нашей ситуации это понятно. Но снаружи это может показаться похожим на «ментовскую солидарность», отмазывают, дескать, своих парней любыми средствами. Иногда солидарность оборачивается круговой порукой. Как тут быть? Вы хотели защитить ребят и выдать им, таким образом, охранную грамоту, некий Оберег? Похвально. Но тем самым вы снижаете значение премии и толкаете ее в совершенно другое поле действия.

Вы уверены, что во время голосования все были свободны от давления сложившейся политической ситуации? Какой критерий для вас был главным? Поскольку вы являетесь, хотите вы того или нет, некой институцией, уверены ли вы, что ребята нуждаются в помощи этой институции, поскольку в их представлении она «мафиозная». Не подставляете ли вы их таким образом?

Уверены ли вы, что ребята не откажутся от вашей «гнусной» премии и не устроят очередной демарш-протест, уже имея ваш Оберег в кармане?
Мы уже это не раз проходили. Помните, как Саша Бреннер занимался вандализмом, крушил ваши работы, пиарился за ваш счет, а вы хлопали глазками: ну как же он ведь художник. А вы кто?

Мы наступаем опять на одни и те же грабли. Нельзя фокусировать искусство только на политических проблемах, на противостоянии власти. Давайте иногда учиться на собственном историческом опыте, на перекосах нашей культуры второй половины XIX века. Вспомним, как травила Тургенева, Лескова и Достоевского радикальная общественность.

Вы, конечно, можете очень красиво вместе с членами жюри и номинантами выйти из Экспертного совета, хлопнуть громко и картинно дверью, чтобы за спиной всё обрушилось. Что же, ломать проще, чем строить.

2. Господа обиженные художники. Вы, как нам всем известно, художники радикального действия. Вы даже иногда отказываетесь называть себя художниками, вы больше, вы протестанты. И правильно. Так чище, потому что ваши действия довольно уязвимы по отношению к художественным требованиям. И ваша акция с разведением мостов могла быть вами интерпретирована куда как интересней, но вы ее интерпретировали как политические «мачо». Вам лучше искать защиты у Лимоновцев, это было бы острее, а не в «буржуйском гнезде». Как вы себя уронили! Взялся за гуж не говори, что не дюж. А вы сдрейфили. Ведь вас никто не гнал на ваши подвиги. Вы ведь мужики, за себя отвечаете.

Но вот конфуз-то какой. После всех своих героических выступлений в прессе, «забыв всякий стыд» поползли «к этой кормушке» (http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1585396 от 14.01.2011) за охранной грамотой. «Нас не правильно поняли, мы согласны, спасибо, спасибо». Вот такие вы герои.

Но у вас еще есть шанс остаться крутыми: получить свою премию (ведь теперь никто не посмеет ее вам не дать) и бросить ее в аплодирующую толпу.
Деньги-то ведь министерские, от « мафиозной» власти то есть.

3. Господа организаторы премии.
Вам-то совсем не позавидуешь. Все выйдут из ситуации чистенькими, а вы останетесь в дерьме по самые уши. Вас-то включили в мизансцену, не предупредив о спектакле. Вам отведена самая комедийная роль в сценарии. Цитирую «выдвигателя» Арсения Сергеева:
«Вы только представьте: торжественная церемония и госпремию за лучшее произведение Российского современного искусства получает… «Хуй на мосту». Это суперновость на весь мир. Необходим политический талант и такт, чтобы объяснить – почему и за что вручена премия».

Как вам нравятся игры нынешних Петруш Верховенских из вашего Экспертного совета?

Б.Орлов.

обращение размещено по просьбе автора

 

 

Последние новости конкурса ИННОВАЦИЯ


© Государственный центр современного искусcтва. Разработка [artinfo]. Дизайн [Андрея Великанова]