«Окна независимых» Окно #3: Диана Мартынова / Даша Белкина

Выставка

23.04 - 07.05.2017

Фото Паша Фишай

3+
Facebook Вконтакте Twitter pinterest google+

Программа: [Родом из Сибири]

Площадка: Пространство «Высоко». Томск, ул. Беленца 9/1, 1 подъезд, 6 этаж

Куратор: Герман Преображенский

Соорганизаторы: Пространство независимых художников Томска

Партнеры: Пространство «Высоко»

Искусство существует во времени. Искусство преодолевает время. В форме архивации. В форме авангарда. В форме разрывов. Третье самое интересное на сегодняшний день предприятие. Поскольку в современной художественной и социальной ситуации, благодаря действию социальных сетей и увеличению потока доступной информации совершенно разного толка, происходит сегментация не только художественных школ и направлений, но и самих ценностных систем, самих векторов развития искусства. Из некоего непрерывного процесса, основанного на идее причинности и прогресса, линия развития искусства (художественные приемы, перцептивные и изобразительные формы, техника и пр.) приобретает черты разнонаправленных векторов движения и локунарных образований, культурных миров, в каждом из которых время начинает течь по собственным законам. Формируются по сути дела параллельные вселенные смыслов и образов, образующие точки схождения и расхождения, продуктивные и нефиксируемые пересечения, само существование которых формирует дополнительный контекст прочтения их существования. Не существует большого измерения, не существует привилегированного взгляда, поясняющего, в чем состоит смысл того или иного художественного предприятия или проекта. Смысл это параллаксный эффект, смещение контекста рассмотрения, само дописывающее новое измерение к уже существующей художественной практике.

В этой связи, тот художественный процесс и тот контекст бытования молодого искусства, который существует на сегодняшний момент (2016 – 2017) в г. Томске может быть рассмотрен как продуктивный с нескольких сторон:

1) Интерес зрителей. У выставок молодых художников в Томске есть своя аудитория, интерес к такого рода искусству возрастает на глазах. 

2) Происходит довольно продуктивное в художественном смысле содержательное размежевание молодого независимого искусства с его академическими предтечами и обитающими в стенах университетов и официальных институций искусства представителями, деятельность которых понятным образом обусловлена поддержанием собственного существования и консервацией готовых форм, а не инновациями и развитием.

3) Появление за последнее время множества независимых площадок, в г. Томске, на которых молодое искусство становится не просто необходимым декоративным элементом, но и основным содержательным и смыслогенерирующим фоном.

Деятельность проекта Независимых в этой связи имеет актуальную посредническую и культурно генерирующую функцию: со стороны художников это интеграция, знакомство с творчеством молодых коллег, формирование уникального сообщества. Со стороны общества и культурной ситуации – активное вовлечение художников в общественно-культурный и просветительский процесс. Оказывающий большое внимание на становление молодежной культуры города, формирование специфического городского пространства. Проект Окна Независимых продолжает исследовать вещи, на которые мы обычно не смотрим прямо, вещи, сама фиксация которых требует от наблюдателя неприемлемого усилия. Ведь, казалось бы, чего проще – выявить и запечатлеть на листе или холстине мгновения жизни, выразить метафорически состояние. Как мы пролистываем время, складываем его как измятую, но верную записку, надежно прячем в упаковки памяти. Иногда напротив, разгоняем, силимся развернуть. Но в нынешних социально-культурных условиях такого рода интроспективное движение и попытка исследовать внутренний мир художника с целью запечатлеть его, не набирает должного пафоса и не считывается как актуальное. Не набирает, даже при должном усилии. Когда мы смотрим на актуальное художественное произведение, мы не вырываем себя из повторов, где всегда крутится только одно мгновение, всегда одно и то же облако переживаний, ассоциаций, метафор – именуемое «мной» «моим собственным», тем что нужно обязательно выразить, не исказить. Но это просто метафора, не обладающая силой констелляции.

В данном случае мы берем очевидное противопоставление: с одной стороны, яркая психоделическая живопись – обилие ярких красок, сюжеты пережитых высоких состояний, смелые метафоры, размышления над путешествиями и выбором пути. С другой, трагичные, парадоксальные, изломанные графики – здесь напротив, мелкий формат, лаконичность и обреченность, как бы опустошенность образа, экзистенциальная запутанность и сбитость мелких калейдоскопичных образов, всегда остающихся маргиналиями. Оппозитное расположение в пространстве экспозиции само наталкивает на явные ассоциации. Проблема, которую ставит вторая выставка Независимых, состоит в том, что мы не можем ни в форме указания на обреченность поиска, ни в форме гармонизирующей интроспекции указать на задачу, которая стоит сегодня перед молодым искусством. Не можем, поскольку на объект изображения мы уже не можем посмотреть прямо, наш объект – это всегда объект ускользающий, объект молодого искусства не пригоден для прямого экспонирования. Мы всегда (как говорили неоплатоники) будем говорит «вокруг», примыкать и находиться в зоне «намека» на искусство. Но актуальная ситуация в искусстве, требующая «высказывания» и «месседжа» не позволяет нам сформировать главное, что должно быть на сегодняшней экспозиции молодого искусства – зоны опустошенности, разрывы. Экспонироваться по необходимости должны не столько выставленные произведения, и, в равной мере, не контекстуальные высказывания; но пустотные зоны, разрывы, неприметности и серые области разной степени проявленности. В этой связи, метафора «окон» -- как временных разрывов и как разрывов перцептивных очень удачно сопрягается с задачами молодого искусства. Как они видятся здесь, в провинции.

 
 
 
 
 
 
Фото Паша Фишай
2014предыдущий месяцследующий месяц
Вконтакте
Facebook
Instagram
Подписка на еженедельную рассылку
© Государственный центр современного искусcтва. Разработка [artinfo]. Дизайн [Андрея Великанова]