"Окна Независимых" Окно 1: Юлия Шашкова (живопись, графика), Анатолий Долженко (видео, фото)

Выставка

23.02 - 05.03.2017

3+
Facebook Вконтакте Twitter pinterest google+

Вход свободный

Программа: [Родом из Сибири]

Площадка: Выставочный зал Сибирского филиала ГЦСИ-РОСИЗО

Куратор: Герман Преображенский

Организаторы: Пространство независимых художников Томска, Сибирский филиал ГЦСИ-РОСИЗО

«Пространство Независимых» открывает новый сезон парной выставкой Юлии Шашковой (живопись, графика) и Анатолия Долженко (видео, фото). Юлию и Анатолия в полной мере можно отнести к представителям перспективной молодежной городской культуры. Они - завсегдатаи модных мероприятий в сфере современного искусства, участники фестивалей молодежной культуры. Томскому продвинутому зрителю известны прежде всего их перформативные работы в составе коллектива «ТриП».

В настоящем проекте, наши участники выступают в несколько непривычном амплуа. Юлия в качестве художника изобразительного ряда, Анатолий - в качестве городского фотографа. Но и здесь им удается продемонстрировать образцовый вкус, острую наблюдательность, умение создавать атмосферу и репрезентировать взгляды своего поколения. Средовое искусство как средство, внимание к мелочам, такая редкая в томской художественной среде ненавязчивость, лёгкость - все эти «мелочи человеческой чувствительности» расставлены как ловкие ловушки на пути…

 

Окна Независимых в Сибирском филиале ГЦСИ-РОСИЗО
Выставка Анатолия Долженко (фотография, видео) и Юлии Шашковой (живопись, графика)

Как мы воспринимаем современное искусство? Кажется, что Юлия и Анатолий сами иронично отвечают на этот вопрос, предоставляя зрителю выдохнуть и спокойно отнестись к смыслу той или иной работы. Прислонённая к стене, словно упавшая или не нашедшая своего места в экспозиции картина, с надписью «отчаяние, безысходность, разочарование», выполняет функцию оптического прибора. Да, скорее всего, так мы и воспримем то, что увидим, особенно, если придём на выставку с определенным ожиданием. «Если же они и узнавали на его полотне какое-нибудь явление, то находили, что оно выглядит у него грубым, пошлым… и неестественным» - цитирует Пруста художница на картине вокруг девушки с жёлтой кожей и лиловыми волосами. Один из посетителей выставки при мне толкнул свою спутницу локтем и, указав, на фотографию, сказал, что это типичный Ротко. Да, феномен Ротко в данном случае определяет не качество или содержание произведения, а его восприятие, отношение к увиденному. «Что это? Квадраты какие-то, мазня гуашью… да я сам так могу. Сколько стоит?! И что, покупают? Совсем рехнулись».

«Упавшая» картина не намекает на упадническое настроение выставки, напротив, авторы позитивны и легки в эмоциях, что видно в их работах. Намеренное обращение к вещам, на которых не задержится случайный взгляд (фотография, видео) и к примитивно-детскому изображению человека (живопись, графика); фотофиксация внешне антихудожественных предметов и небрежная «некрасивость» картин уводят зрительское восприятие из галерейного пространства с белыми стенами в мир, где некрасивое и простое, отталкивающее и непримечательное становится объектом внимательного исследования, любования. Важным становится опять-таки угол восприятия зрителя. Что он увидит в первую очередь – внутреннюю красоту неприглядного или отсутствие всякой красоты как главную тему выставки. Вслед за перемигивающимися на парковке автомобилями нам предлагают заворожено понаблюдать за змеящейся на ветру оборванной огораживающей лентой или размеренным движением ступеней эскалатора – темы представленных Анатолием Долженко видео фрагментов.

И так же, как пестрая лента на ветру имеет право оказаться чьим-то объектом восхищения, так и бородатая женщина или девушка с лиловыми волосами Юлии Шашковой имеют право на существование. Художница намеренно предлагает нам свою непосредственность. Лишая картины эстетической функции, Юлия наделяет их более важной – закрепить и зафиксировать взгляд художника на мир. Как ребёнок первый раз знакомится с окружающей его реальностью, улавливая только простейшие предметы, формы и цвета, элементарнейшие понятия «твёрдо/мягко», «больно/приятно», ещё не умея их анализировать или отделять себя от них и осознавать своё отношение к тому, с чем пришлось столкнуться, так и художник воспринимает для себя мир. Особенно ярко это проявлено в серии графических работ «Картинки из путешествий». Три вида хлеба, три вида рыбы, название города, силуэт путешественника. Форма дома, в котором находится прачечная, приравнивается к его содержанию – окна – это иллюминаторы стиральных машинок.

Наделение формы и цвета особенным смыслом характерно и для фотографий Анатолия. Выдвижение на первый план геометрии пространства, а не его функционала. Предмет, на который направлен объектив фотографа, теряет свою основную функцию, обретая исключительно эстетическую. Пожарный гидрант перестает быть средством борьбы с огнём, его задача для художника и зрителя – быть «красным» и «треугольным». Красный перестает ассоциироваться с опасностью и тревогой. Чистота цветовых пятен (желтый, белый, синий) и простота геометрических форм (дуга, линия, прямоугольник, круг) самодостаточны и снимают вопрос о необходимости содержания предмета. Здесь главное – обратить внимание на то, с чем мы сталкиваемся ежедневно, но игнорируем. Ведь зачем нам думать о смысле урны, метлы, козырька подъезда, когда они исправно выполняют своё предназначение, а значит, становятся максимально невидимы для обыденного взора. Взгляд художника же, наоборот, отвоевывает вещи не только у их повседневного контекста, но и у их предназначения. Интересно в этом смысле расположение работ на выставке, часть экспозиции доступна зрителю, если тот откажется от привычного представления о выставочном зале – там, где свет, шампанское и скопление людей – туда и пойду, а завернет за угол, хотя на это ему не указывает никакой знак, и обнаружит еще около 10 фотографий, существующих словно бы полулегально, как и предметы, изображенные на них. Они не бросаются в глаза, но они есть и готовы к восприятию. Готов ли зритель воспринимать их?

Как связаны работы Анатолия Долженко и Юлии Шашковой? Так же, как билборды на одной из фотографий – два разных рекламных лозунга в одной композиции создают ироничную и обличающую реплику. Работы Анатолия и Юлии решают совершенно разные задачи и выбирают уникальные объекты изучения: на фотографиях присутствует только мир вещей, на картинах – люди (портретно или детально, или намёком). Однако подход к ним необходим единый, совмещение в зрительском восприятии взглядов двух художников даёт некую подсказку к тому, что не нужно нарочитых усложнений или толкований. Там, где цвет – это просто цвет, а изображение телефонной трубки означает только трубку, важна простота понимания и передачи элементарных понятий и идей. Художник требует от зрителя ровно того, что сам может ему предложить.

Юлия Коваленко


 

2014предыдущий месяцследующий месяц
Вконтакте
Facebook
Instagram
Подписка на еженедельную рассылку
[Все события и проекты] 

 
© Государственный центр современного искусcтва. Разработка [artinfo]. Дизайн [Андрея Великанова]