Анастасия Двинянинова. Коллажи, графика 2014-2016 гг.

Выставка

27.11 - 10.12.2016

2+
Facebook Вконтакте Twitter pinterest google+

Программа: [Родом из Сибири]

Площадка: Пространство Независимых, ул.К. Ильмера, 15/1, зал 101

Куратор: Герман Преображенский

Работы, представленные на выставке, условно можно разделить на 3 типа.

Основной стиль Анастасии — это мелкий полуавтоматический рисунок, тяготеющий к орнаментальности, в основе которого зашифрованы архетипические образы, сказочные анималистические персонажи,
спиритуалистические сюжеты. Медитативный опыт в нём передается через плотное соседство наслаивающихся друг на друга образов.
 
"Цветные" коллажи продолжают эту тенденцию — аляповатые образы масскультуры и современных атрибутов "хорошей жизни", плотные и мелкие, как бисер, находят друг на друга на пространстве листа, плотно примыкая, наслаиваясь, пестря своим поддельным блеском.
 
Третья, связанная логически и сюжетно с двумя предыдущими, категория работ изображает отдельных персонажей сюрреалистического мира, выделяющихся на пространстве чистого белого листа, они выставлены на всеобщее обозрение как диковинные зверьки, как экспонаты кунсткамеры, которые не могут скрыться за вязью орнаментального ковра и вынуждены смотреть на зрителя так же пристально, как он — на них.
 
Завороженное слежение взглядом, готовность в любой момент пойти вспять, раскрутить заново всю свободно организованную ассоциативную цепочку — правильный подход к восприятию выставки, обеспечивающий верный доступ к смыслам, заложенным в работах молодой художницы.
 
Анастасия Двинянинова училась на факультете культурологии ТГУ, участвовала в нескольких коллективных выставках в ТГУ и СФ ГЦСИ. Выставляла свои работы на фестивале молодежной культуры STREET VISION.
 
 
Отзыв посетителя о выставке
 
Персональная выставка художницы Анастасии Двиняниновой в «Пространстве Независимых»: коллажи, графика, орнаментальность
 
Текст Юлии КОВАЛЕНКО
 
Официальное открытие состоялось 26 ноября 2016 года. Работа выставки продлится до 10 декабря. Вход свободный. На выставке у вас будет возможность пообщаться с куратором экспозиции – Германом Преображенским. Анастасия Двинянинова училась на факультете культурологии ТГУ, участвовала в нескольких коллективных выставках в ТГУ и СФ ГЦСИ. Выставляла свои работы на фестивале молодежной культуры «Street Vision». 
 
В очередной раз «Пространство Независимых» трансформировалось и заполнилось образами и «высказываниями» молодой томской художницы, предоставляя зрителю уникальную возможность не зашоренного стандартами и стереотипами восприятия картин и смыслов, вкрапленных в них уверенной рукой автора. Каждая работа подобна сотканному вручную ковру: неповторимый набор символов и элементов орнамента, переплетенных в причудливом порядке, чей смысл доступен едва ли даже самому ткачу. Представленную экспозицию условно можно разъединять и «перемешивать», классифицируя по разному набору признаков, составляя из отдельных кусочков одно большое полотно, некий лабиринт сюжетов и образов. По стилю или цвету, материалу, используемому для создания картины, набору персонажей, общему настроению… 
Первое впечатление: Делить мир на черное и белое, понятный жест в сторону дурного вкуса, именно поэтому картины Анастасии Двиняниновой не делят его, скорее наоборот – стягивают две этих противоположности на пространство листа, заполняя его до краёв либо дремучим лабиринтом чернильных линий, либо разлитой белизной чистой бумаги. Два этих пространства определяют основные стили художницы. 
 
Графика
Орнаментальный мир непроходимых графических джунглей населен анималистическими образами и архетипическими персонажами, отсылающими к этнике неизвестного происхождения. Сложно с уверенностью сказать, какова природа этих сюжетов – сибирская, индейская, индийская… Определенная ритмика в чередовании элементов картин, в переходе от человеческого образа в животный и обратно, в сращении лиц и тел с деревьями и цветами наводит на мысль о единстве этого художественного высказывания, цикличности времени и существования по принципу «всё во всём». Это монотонный шаманский напев, запечатленный в визуальных образах, повествующий историю мира и «меня» в этом мире. Это, безусловно, лабиринт, который может не иметь центра, входа и выхода, выбраться из него практически невозможно, но этого и не требуется от зрителя, наоборот, изучение каждого элемента чернильной вязи предполагает  полное погружение и принятие законов этой «реальности». 
Резко контрастируют с этим стилем картины, чей объект внимания – отдельные персонажи сюрреалистического мира, заброшенные в белую пустоту тревожно чистого листа. Они не органичны и неприятно причудливы. Их тела не скользят по бумаге, а угловато цепляются за лист бугристыми мускулами и сочленениями рук-ног, словно пытаются найти точку опоры на этом открытом пространстве. Не имея возможности затеряться в орнаментальной чаще, они скалятся и таращатся на зрителя, как многоглазый приплод Аргуса, словно только появившийся на свет, ещё немощный и напуганный, входящий в этот мир с ужасом, равно так же, как и мир с отвращением вынужден его принимать. 
Невозможное слияние двух этих «плоскостей» происходит в отдельной части экспозиции – графическом орнаменте, собранном из рисунков формата А5 – где словно размываются границы картин и, с одной стороны белая пустота разъедает ржой кольчужную вязь жмущихся друг к другу персонажей, а с другой – черная стружка символов сыпется под ноги глазастым зверькам, цепляясь к ним, как колючки репейника… Сначала неуверенно, но чем ближе к центру узора, тем смелее два этих мира обживают новые, непривычные для себя, пространства, клубятся и растекаются, собираясь и вновь рассыпаясь на отдельные, безжизненные элементы. Возможно ли безболезненное смешение этих стилей? Зрителю предстоит ответить на этот вопрос исключительно из собственных соображений, художница не даёт никакой подсказки, намеренно путая карты пересеченной местности двух несочетающихся миров. 
 
Коллажи
Как забытый на скамейке глянцевый журнальчик, повествующий нам в самых шаблонных выражениях о «блеске и нищете» идолов современной масс-культуры, употребляя всуе слова «роскошь», «шик», «глянец» и «гламур», так и серия цветастых коллажей, представленных на выставке, иронично и нарочито прямо обличает эту манеру подачи информации. Обособленная серия картин, словно мозаика, собранная из стекляруса, страз и битого бутылочного стекла, бросается в глаза, стараясь сосредоточить на себе максимальное внимание. Чтобы рассказать что-то важное? Отнюдь. Коллажи намеренно лишены какого бы то ни было сюжетного строения, они словно каталоги безделиц представляют зрителю набор атрибутов «хорошей жизни», прилипчивых как розовая жвачка и так же быстро теряющих свой приторный клубничный вкус. За внешней пресыщенностью предметами, персонажами и элементами калейдоскопического узора, картины демонстрируют пустоту этого наполнения, когда фальшивый блеск создает иллюзию глубины и содержательности. Мир симулякров и подделок – это реальность персонажей «цветной» серии, персонажей, плачущих слезами от svarovsky. 
Изначально не связанные общей концепцией черно-белые и цветные картины в пространстве выставки обретают, как ящик фокусника, двойное дно. Зрителю предлагается не просто согласиться с посылом коллажной серии, но и еще раз обратить пристальное внимание на полуавтоматические рисунки. Чувствуете? Появляется желание взять ручку или цветной карандаш и начать заполнять «пустоты» этой сложной структуры, привнося своё видение, которое (по-хорошему) является неотъемлемой частью диалога художник-зритель. И если коллажи дают понять, что в этом мире блеска фрагментов и идеальных поверхностей для нас места нет, то черно-белые серии словно приглашают стать их частью, вплестись в общий непрерывный орнамент или занять почётное место на белой равнине листа, вперив внимательный взгляд, но в этот раз уже с другой стороны картины… 
 
2014предыдущий месяцследующий месяц
Вконтакте
Facebook
Instagram
Подписка на еженедельную рассылку
© Государственный центр современного искусcтва. Разработка [artinfo]. Дизайн [Андрея Великанова]