Выставка «Начало, конец и почти всё между ними. К 100-летию Ингмара Бергмана»

выставка

16.10 - 25.11.2018, 12:00-20:00

Экспозиция выставки

Facebook Вконтакте Twitter pinterest google+

Площадка: Уральский филиал Государственного Центра современного искусства

Куратор: [Светлана Усольцева]

Организаторы: Уральский филиал Государственного Центра современного искусства, Посольство Швеции в России

Художники: Виктор Алимпиев (Россия), Йоханна Биллинг (Швеция), Анастасия Богомолова (Россия), Томас Бруме (Швеция), Юрий Васильев (Россия), Полина Канис (Россия), Трейси Моффат (Австралия), Анри Сала (Албания), Андрей Сяйлев (Россия)

В 2018 году исполнилось 100 лет со дня рождения шведского режиссера и сценариста Ингмара Бергмана. Разные события приуроченные к его юбилею прошли во многих городах России и зарубежом. Выставка «Начало, конец и почти всё между ними» является не ретроспективой творчества шведского режиссера, а попыткой уловить сущность человека. Экспозиция выставки вовлекает в цельное и сильное размышление о способах существования человека и его взаимодействии с внешним и внутренним миром.

В качестве ключевой темы выставки были выбраны человеческие отношения — как друг с другом, так и с самим собой. В одном выставочном пространстве представлены работы современных художников и архивные материалы - фотографии со съемочной площадки и частной жизни режиссера. Произведения современных художников, созданные в разные годы, не связаны напрямую с режиссером, но раскрывают основную тему выставки. Её определяющим решением стало выстраивание связей между работами, пространством и зрителями. Соседствуя друг с другом, произведения взаимно влияли, задавали общий контекст и вступали в синергию.

Произведения современных художников развивают тему многогранности человеческих отношений — с любимыми, посторонними, самим собой. И все они выявляют одиночество как неизбежность в любых отношениях и ситуациях. Работа Трейси Моффат «Любовь» состоит из череды сцен — от мимолетного желания, через страстный диалог, к предательству, презрению и жестокости, — так часто встречающихся в истории кино. Работа «Мое дыхание» Виктора Алимпиева детально рассматривает дыхание и присутствие другого человека во вдохе и выдохе, а в видео Анри Сала диалог построен на молчании. Йоханна Биллинг в своем фильме «Волшебство и утрата» фокусирует внимание на том, как вслед за человеком его личное пространство постепенно исчезает. Инсталляция Анастасии Богомоловой говорит о невозможности окончательно оставить за спиной пережитый опыт: переезжая, человек забирает все с собой. «Зал ожидания» Юрия Васильева раскрывает метафору жизни в ожидании, когда постепенно все вокруг оборачивается безвременьем. Поезда приходят и уходят — так и люди встречаются и расстаются. Отношения начинаются и заканчиваются, а человек находится в зале ожидания, не решаясь совершить последний рывок и поставить точку.

Экспозиция была построена таким образом, что зритель с каждым произведением встречался индивидуально. Он то вторгался как третий лишний в интимный тесный мир «Моего дыхания» Виктора Алимпиева, то оказывался максимально дистанцированным наблюдателем разобщенных движений в «Бассейне» Полины Канис, то занимал срединное пограничное положение между двумя состояниями в «Зале ожидания» Юрия Васильева. А видеоработа шведского художника Томаса Бруме позволила изучить пространство дома Бергмана, наблюдая со стороны за неторопливым и обезличенным блужданием по пустым комнатам.

Театральный эскиз по мотивам фильма Ингмара Бергмана «Стыд» (1968 г.)

Ингмар Бергман известен не только как кинорежиссер, но и как театральный режиссер, поэтому важной частью выставки в Екатеринбурге стал специально созданный театральный эскиз по мотивам сценария к фильму «Стыд» (1968) екатеринбургского режиссера Дмитрия Зимина, который был показан в пространстве выставки.

Бергман написал сложный и важный текст о том, как человек должен оставаться человеком. Несмотря на то, что сценарий был написан 50 лет назад, он остаётся актуальным до сих пор. В сюжете нет конкретной привязки ко времени или месту событий. В фокусе текста - человек и то, как он меняется под натиском окружающих обстоятельств. Бергман в сценарии рассуждает на тему стыда и страха, напоминая всем про очевидную, но очень важную истину, что война и насилие - это стыдно. Режиссёр Дмитрий Зимин предлагает вместе с Бергманом попробовать разобраться в человеческой сущности. Бергман в фильме оказывает на своих героев сильное давление и погружает их экстремальную ситуацию, словно вопрошая, как бы вы повели себя, будь на их месте. Именно этот вопрос режиссёр Дмитрий Зимин задает зрителям. Оправдывает ли окружающая жестокость действия отдельно взятой личности? Как человек перестаёт быть человеком?

Используя визуально минималистический, но точный язык в сценографии, Зимин воссоздал напряженную атмосферу фильма Ингмара Бергмана. Актёры разыграли на глазах у зрителей историю, которая могла произойти с кем и где угодно, вне времени и вне пространства. Минимальный музыкальный фон создавал пронзительную тишину в зрительном зале, отчего каждая реплика актёров звучала громче и ярче, погружая зрителей в мысли и переживания Ингмара Бергмана.

Тизер театрального эскиза по мотивам фильма Ингмара Бергмана «Стыд» (1968 г.)

Фото экспозиции:

Фото эскиза спектакля: 

Также дополнительная информация – в паблике посольства Швеции: 
https://www.facebook.com/posolstvoshvetsii

2014предыдущий месяцследующий месяц
Instagram
Facebook
Вконтакте
Youtube – Видео лекций
Foursquare
Twitter
Подписка на еженедельную рассылку
По мотивам сценария к фильму Ингмара Бергмана «Стыд» (1968 г.)

спектакль

[Все события и проекты] 

 
Екатеринбург, ул. Добролюбова, 19а. +7 (343) 289-91-32  © Государственный центр современного искусcтва. Разработка [artinfo]. Дизайн [Андрея Великанова]