Расширенное кино Йоста Реквельда

Кинопоказ и концерт

20.04.2017, 20:00-21:30 четверг

Йост Реквельд (Нидерланды). Показ вертикального фильма в Роттердаме, 2014. Фото: Pieter Kers

0+
Facebook Вконтакте Twitter pinterest google+

Программа: [Sound Around]

В рамках: [Sound Around Kaliningrad 2017]

Площадка: Кинотеатр «Заря» (Калининград, пр. Мира 41/43)

Куратор: [Данил Акимов]

Организаторы: Балтийский филиал ГЦСИ

При поддержке: Фонд Вильгельмины Янсен (Нидерланды)

Голландский режиссёр, работающий на пересечении звука, расширенного кино и оптических экспериментов, приедет в Калининград, чтобы показать свои абстрактные фильмы, вдохновленные забытыми страницами истории науки и технологии.

Перед показом состоится концерт калининградской джазовой группы ASP.

Вход 300₽


Информация о фильмах:

#11, Marey <-> Moiré, 35 мм, 21 мин, 1999

Фильм, в котором все изображения были сгенерированы путем периодической записи движения линии. Он посвящен идее прерываемости, которая свойственна пленке.

«Идея создания этого фильма пришла с двух сторон. После создания фильмов #3 и #5 я искал новые методы генерации изображений с помощью светового воздействия на пленку нестандартными способами. Одна из идей, которая пришла мне на ум, заключалась в том, чтобы записывать непрерывное движение с длинной выдержкой, как я уже это делал ранее, но многократно прерывать его для создания визуальных образов. Таким способом можно было бы получить интересные взаимодействия.

С другой стороны, вдохновением для фильма «#11» явился мой растущий интерес к технологической истории пленки. Меня интересовала идея «чистого» фильмa - изображения, которое мог бы «придумать» киноаппарат, если никак им не управлять. Размышляя о «чистом» фильме, я начал исследовать вопросы происхождения пленки и новых медиа в целом. Вместе с созданием «#11» это привело к экспериментам с различными механическими установками при помощи дисков Нипкова и анортоскопов.

Для создания фильма я построил машину, с помощью которой я мог контролировать три параметра: движение пленки в камере, вращение затвора перед источником света, а также движение линии перед камерой. Взаимодействия между этими тремя параметрами легли в основу фильма. Для каждой части я подготовил набор высококонтрастных черно-белых изображений, которые затем были использованы в оптическом принтере для создания интерференционных изображений в цвете.

Принцип, на котором была построена моя машина, впервые предложил французский ученый Этьен-Жюль Марей. Он изучал движение животных и людей, а также изобрел множество технических средств для его фиксации. Среди его изобретений - кардиограф и аэродинамическая труба, а также различные хронофотографические методы, которые считаются непосредственными предшественниками кино.

Для меня значение Марея простирается гораздо дальше, чем изобретение кино или его влияние на кубизм. Работа Марея знаменует собой революцию, связанную с изучением динамических процессов, потоков и движения в целом».

видео: Йост Реквельд
звук: Эдвин ван дер Хейде
продюсер: Герард Хольтуис

#37, 35 мм, 31 мин, 2009

«Андроник сказал, что в одном месте в Испании можно встретить небольшие, спонтанно разбросанные камни-многоугольники. Некоторые из них белые, другие похожи на воск и способны породить более мелкие камни, наделив их своим подобием. Я взял один из них с собой, чтобы самому убедиться в этом. Камень разродился у меня дома, поэтому история эта правдива» («Paradoxographus Palatinus», анонимный автор, III век).

Многие древние теории рассматривают кристаллы как промежуточную форму между минеральными, растительными и животными мирами. Эта идея обретает новое значение в свете последних разработок в области искусственной химии и искусственной жизни. Новые области знания с их гипотетическими вселенными и сценариями «что было бы, если» изучают особый тип моделирования. Он выходит далеко за рамки фотореалистичных симуляций, встречающихся в компьютерной анимации и отсылает к ранней абстрактной живописи, кинематографу и световому дизайну - к тем авторам, которые разрабатывали особый язык для передачи невиданных аспектов вселенной посредством прямого чувственного опыта.

Фильм «#37» является частью изучения способов распространения и дифракции света через отверстия и решетки. В качестве источника вдохновения был использован метод, с помощью которого кристаллографы используют рентгеновское излучение для исследования внутренней структуры кристаллов. Такую структуру можно получить с помощью интерференционных паттернов, создаваемых рентгеновскими волнами после прохождения ими симметричных структур молекул кристалла. В 1984 году рентгеновская дифракция способствовала открытию «квазикристаллов». Отправной точкой для фильма «#37» послужили компьютерные модели, созданные учеными для изучения таких квазипериодических структур.

В ходе работы над фильмом эти идеи привели к созданию так называемой «искусственной физики» - моделируемой вселенной с переменным числом измерений, населенных частицами, которые воздействуют друг на друга и организуются в созвездия различной симметричности. Изображения на видео представляют собой смоделированные дифракционные картины, созданные этими созвездиями.

видео: Йост Реквельд
музыка: Янис Кириакидес
продюсер: Герард Хольтуис

#43, 35 мм, 11 мин, 2013

«В фильме под названием «#43» изображение создается алгоритмами, в которых пиксели выполняют функцию, сопоставимую с функцией клеток в организме человека. Алгоритмы инициируются прерываниями, провоцирующими расхождения между пикселями. Эти расхождения запускают процессы распада и роста и выступают в роли разбалансирующей силы, которая воплощает собой запас энергии целой системы, схожий с электрическим потенциалом. В некоторых случаях клетки системы питают друг друга, что вызывает спонтанные колебания, как стабильные, так и нуждающиеся во внешних помехах для того, чтобы сохранять активность.

На композицию этого фильма оказала влияние работа «Законы формы» логика Дж. Спенсера-Брауна, написанная в 1969 году. Эта книга представляет собой замечательное изложение принципов новой логики, которая прекрасно подходит для описания кажущихся парадоксов самореференции. Пустые страницы, на которых написана книга, образуют начало, конец, а также неотъемлемую часть самого аргумента.
«В последней главе я пытаюсь показать, что все это время мы обладали знанием того, что две аксиомы, определяющие наше направление, являются взаимодополняющими и согласующимися. На определенном этапе мы каким-то образом умудряемся скрыть это знание от нас самих. Впоследствии с помощью новых аргументов и доказательств мы в очередной раз приходим к тому, что и так уже знали.

В итоге, повторяя это процесс, мы осознаем, что проделанный нами путь являлся совершенно излишним, хотя его направление, как только мы его наметили, было неизбежным» (Дж. Спенсер-Браун, «Законы формы», 1969)».

Информация о режиссёре:

Йост Реквельд — художник, задающийся вопросом о том, чему мы можем научиться в диалоге с машинами. В своей работе он исследует влияние на различные чувства спроектированных им систем, часто вдохновленных забытыми страницами истории науки и технологии. Его фильмы, инсталляции и живые выступления – это срежиссированные инсценировки миров, открытых подобными системами. В своей чувственности они представляют попытку достичь интимного и телесного понимания нашего технологического мира.

Его абстрактные фильмы показывались по всему миру на самых разных фестивалях и площадках для экспериментального кино, анимации и прочих разновидностей движущегося изображения. Премьера большинства его последних фильмов проходила на Международном фестивале в Роттердаме, ретроспективы его работ проходили в лондонском Barbican и на фестивале в Энн Арбор. Создал несколько инсталляций, и был занят в множестве коллаборативных проектов, объединявших композиторов, музыкальные ансамбли, театральные и танцевальные труппы, а также художественные лаборатории. Помимо художественных работ, он собрал множество кинопрограмм об истории абстрактной анимации и светового искусства с 1990 года, курировал несколько выставок и опубликовал несколько эссе. Читает лекции с 1993, преподает с 1996 года, а с 2008 по 2014 годы возглавлял объединеннный факультет Art&Science Королевской консерватории и Королевской академии искусств в Гааге.

joostrekveld.net

2014предыдущий месяцследующий месяц
Facebook
Вконтакте
Twitter
Youtube – Видео лекций
Instagram
Подписка на еженедельную рассылку
Калининград, ул. Дмитрия Донского, 7/11. +7 (4012) 60-43-29  © Государственный центр современного искусcтва. Разработка [artinfo]. Дизайн [Андрея Великанова]