Кино и психоанализ. "Малхолланд драйв"

Лекция

23.04.2014, 18:30 среда

Facebook Вконтакте Twitter pinterest google+

Программа: [АртСреды]

Площадка: офис БФ ГЦСИ (Д. Донского 7/11, к. 604)

Куратор: [Зинаида Шершун]

Цикл лекций Максима Кожемякина "Кино и психоанализ".

"Малхолланд Драйв" Дэвида Линча

Фото: кадр из фильма "Малхолланд Драйв" (Дэвид Линч, 2001)

26 марта (среда) в 18:30 в рамках образовательного проекта Балтийского филиала Государственного центра современного искусства "АртСреды" состоится вторая лекция из цикла «Кино и психоанализ», посвященная киноленте Дэвида Линча «Малхолланд Драйв». Лекцию читает Максим Кожемякин, психоаналитик, кандидат психологических наук.

Кино — это текст, в котором режиссёр конструирует ответы на волнующие его вопросы. Как и любое другое искусство, кино отвечает, оно реагирует — будь то события политической жизни, природные катаклизмы, человеческие трагедии или радости. Основой фильма может быть и литературное произведение, и история, лично затрагивающая режиссёра. Такое киноповествование всегда определенным образом структурировано, как сконструирована речь пациента. В нём есть герои, события, «статисты», определённые декорации и костюмы — всё то, что описывает симптом пациента, конструирует его. В кино мы имеем дело приблизительно с тем же сообщением. Поэтому задачу анализа кино можно видеть в интерпретации текста, речи, слова, каковым, в определённой мере, выступает фильм.

Сновидение можно рассматривать как способ реализации собственного желания. З. Фрейд приводит пример того, как его дочь, не добравшись на прогулке до холма, забраться на который она мечтала, видит реализацию этого желания во сне. Да, сновидение, видимо, призвано восполнить то, чего не хватает в бодрствовании. Сновидящий выступает там от первого лица, от лица собственного желания. Кажется, что вслед за Фрейдом Дэвид Линч словно снимает сновидение на камеру – сновидение, наполненное образами, метафорами, которые перепутываются между собой, создавая динамичную картину сюрреалистического фильма. Путаница эта представляется загадкой, узлом, связывающим между собой сюжетные линии, выстраивая общее повествование. И именно в этих хитросплетениях и в этой абсурдности и неясности отражается то, что в психоанализе называется работой сновидения. Но что является источником сновидения, каким законам оно подчиняется и подчиняется ли вообще? Конечно же, в этом странном сновидении «Малхолланд Драйв» есть хотя бы что-то, что нам известно, нам известен его автор – это Дэвид Линч. Но остаётся вопрос – как «прочитать» эту историю? И какое знание мы имеем по прочтении?

На лекции не предусмотрен показ фильма. Приветствуется его заблаговременный самостоятельный просмотр.

Вход свободный.

Организатор: Балтийский филиал Государственного центра современного искусства
Адрес: офис БФ ГЦСИ, ул. Дмитрия Донского, 7-11, каб. 604
Начало: 23 апреля 2014 года, 18:30, вход свободный
Участники: Максим Кожемякин
Контакты: Зина Шершун, +7 (4012) 60-43-31
Страница мероприятия в соцсетях: Facebook | Вконтакте

Информация о лекторе:

Максим Кожемякин (р. 1983), кандидат психологических наук, психоаналитик.
Участник психоаналитических семинаров-ателье, проводимых Новой Лакановской школой и Всемирной Ассоциацией психоанализа:
"От страха к тревоге" (Москва, 2011);
"Введение в клинику психозов" (Москва, 2012);
19-й семинар группы Фрейдова Поля в России "Женщины, мужчины и любовная встреча" (Санкт-Петербург, 2012);
21-й семинар группы Фрейдова Поля в России "От симптома
к синтому" (Санкт-Петербург, 2013).

2014предыдущий месяцследующий месяц
Facebook
Вконтакте
Twitter
Youtube – Видео лекций
Instagram
Подписка на еженедельную рассылку
Калининград, Московский проспект, 39. +7 (4012) 60-43-29  © Государственный центр современного искусcтва. Разработка [artinfo]. Дизайн [Андрея Великанова]