Проект «Going Public» в Калининграде

19.07.2012, четверг

Facebook Вконтакте Twitter pinterest google+

Куратор: [Юлия Бардун]

Международный проект «Going Public: о проблематичности публичного высказывания», инициирован Институтом им. Гете в Вильнюсе и реализуется при его поддержке в Литве, Германии, Беларуси и Калининградской области совместно с местными культурными институциями: Балтийским филиалом Государственного центра современного искусства (Калининград), Музеем современного искусства Лейпцига и Академией графики и книжного искусства (Лейпциг), Центром изучения современного искусства при Европейском Гуманитарном Университете (Вильнюс), Центром культурной коммуникации г. Клайпеды и Институтом им. Гете в Беларуси.

В Калининграде проект «Going Public» реализуется Балтийским филиалом ГЦСИ и является важным элементом программы «Искусство в общественных пространствах», направленной на выявление новых (как для БФ ГЦСИ, так и для города) подходов и активизацию рефлексий местных художников и кураторов относительно их собственных художественных практик.

Разрушение аутентичной структуры города во время Второй мировой войны, зачастую хаотичная застройка во 2-ой половине 20-го века, крупномасштабная приватизация и коммерциализация девяностых и двухтысячных в купе с последовавшим за ними экономическим кризисом оказали огромное влияние на характер и качество общественного пространства Калининграда. Несмотря на то, что инфраструктура города была значительно улучшена за последние несколько десятилетий (несколько районов подверглись благоустройству), в особенности к 750-летию города, в нём всё ещё остаётся немало заброшенных, безжизненных и забытых участков. Состояние некоторых из них часто отражает недостаток уважения к историческому и культурному наследию города, наблюдаемый у многих проектировщиков, застройщиков и жителей. В то же время, в коммерчески привлекательных и ориентированных на потребление частях города общественное пространство сокращается и довольно часто подвергается чрезмерному регулированию («нет денег – нет права на общественный статус»). Наиболее распространёнными видами деятельности в общественном пространстве являются потребление, перемещение из одного места в другое (движение «с работы домой») и крупномасштабные официальные городские празднества, в то время как неформальные спонтанные мероприятия и общение между жителями в пространстве города довольно редки. Прим этом, как замечает социальный исследователь Анна Карпенко, цель потребления в Калининграде в большинстве случаев состоит в демонстрации потребления как такового, а не в обустройстве пространства для коммуникации и общественного обсуждения.

Нельзя не отметить, что, несмотря на ряд ограничений, связанных с общеполитическим климатом в стране, в последнее время наблюдается ряд позитивных тенденций в развитии публичного пространства в Калининграде. В определенных случаях перспективы гражданского участия расширяются. В связи с этим растет и запрос на публичное пространство. За последние пят лет появилось несколько новых и довольно открытых общественных мест (например, клуб «Квартира», клуб «Репортёр»). Кроме того, уже имеющиеся пространства были аппроприированы определёнными групппами (например, сборы байкеров и гонщиков на площади Победы по вечерам), но некоторые сообщества (скажем, пенсионеры, экономические иммигранты) по-прежнему не имеют полноценного доступа к общественному пространству и часто подвергаются маргинализации.

Если говорить об общественном пространстве в целом, как физическом, так и виртуальном, то в Калининграде по-прежнему ощущаются нехватка устоявшихся механизмов и платформ для выражения, обсуждения и согласования интересов различных социальных и политических групп и недостаток пространства для публичных дискуссий и критической рефлексии.
Поэтому проект «Going Public: о проблематичности публичного высказывания», заостряющий внимание на общественном пространстве, критической рефлексии и анализе различных концепций публичности, очень актуален в местном контексте. Он также соответствует приоритетам программы Балтийского филиала Государственного центра современного искусства, активно работающего в сфере паблик-арт с конца девяностых с особым упором на проблемы наследия и идентичности.

Целью проекта «Going Public» является критический анализ публичных мест Калининграда и рефлексий по поводу художественных стратегий, применяемых для работы с ними. Проект начнется с Мастерской для местных художников и кураторов, проводимой Екатериной Лавринец (Литва), во время которой будут исследоваться наиболее актуальные вопросы городского ландшафта Калининграда и существующие в городе художественные и активистские стратегии в области паблик арта. Данный семинар станет важным этапом на пути концептуализации последующих интервенций художников, которые приедут в Калининград в рамках проекта "Going Public": Михаила Гулина (Белоруссия), Юозаса Лайвиса (Литва) и Шарама Энтехаби (Германия). Эти три художника были приглашены благодаря тому, что они зачастую прибегают к юмористическим, абсурдистским и протестным стратегиям, которые могут быть интересны в том плане, что могут «растрясти» каждодневную реальность калининградских улиц и спровоцировать жителей на рефлексии по поводу города, в котором они живут.

Конечным событием проекта «Going Public» станет выставка вышеупомянутых паблик арт интервенций и круглый стол с участием приглашенных кураторов, социологов и исследователей, который затронет вопросы перспективного развития паблик арта в Калининграде и кураторской и образовательной практики БФ ГЦСИ в этой области, а также внесет значительный вклад в просвещение местной аудитории и профессионализации молодых местных художников в сфере искусства в публичном пространстве.

Проект «Going Public» реализуется при поддержке Института им. Гете в Вильнюсе.

 

                    

2014предыдущий месяцследующий месяц
Facebook
Вконтакте
Twitter
Youtube – Видео лекций
Instagram
Подписка на еженедельную рассылку
[Все события и проекты] 

 
Калининград, Московский проспект, 39. +7 (4012) 60-43-29  © Государственный центр современного искусcтва. Разработка [artinfo]. Дизайн [Андрея Великанова]