Проекты-победители конкурса «Искусство в открытом пространстве»

17.08.2011, среда

Facebook Вконтакте Twitter pinterest google+

В рамках: [Арт_город]

Площадка: офис БФ ГЦСИ (Д. Донского 7/11, к. 604)

11-13 августа 2011 г. состоялось заседание Экспертной комиссии по отбору проектов-победителей конкурса "Искусство в открытом пространстве ".

Было получено 26 конкурсных заявок. Членам жюри было предложено выбрать из этого списка десять наиболее понравившихся проектов и оценить их по 10-тибалльной шкале от 10 до 1 (в порядке убывания). Суммированием оценок всех членов жюри были получены следующие результаты:

Анатолий Изотов, Вячеслав Уваров
КЁНИГunderground
1 место (43 балла)

Место: Подземный пешеходный переход

Подземный переход – МЕТРОвая зона
Здесь поезда не будет… А мы и не ждем)
Направление «Восток-Запад» так же интересно, как «Южный вокзал – Северный вокзал»
Аттракцион – в конце концов…

P.S. Место знАковое – «Янтарная комната» где-то рядом…

 

Маня Соль (Катерина Черевко)
«Срез пространства»
2 место (38 баллов)

Место: пространство под эстакадным мостом


Арт-интервенция предлагает зрителю исследовать городское пространство между Московским проспектом и набережной реки Преголи, используя специальные “инструменты” проекта: аудио-, визуальные и временные.
Автором выбраны 4 точки перпендикулярно движению транспорта по центральной линии моста – места наиболее интенсивной жизни. В каждой из них «производится срез пласта пространства» — звуковой и архитектурный.
«Аудиосрезы» представляют собой звук пространства, специфический для данного участка – он воспроизводится с временной задержкой и “разбит” на каналы: шелест ног, плеск воды, шум рекламной вертушки, шум транспорта, звук пустоты.
Идею срезов пространства в проекте «поддерживают» условно-архитектурные срезы, созданные при помощи лазерных указок, вмонтированных в грунт вдоль линии среза.
Зрителям будет предложено надеть наушники и поэкспериментировать, переходя от одной точки пространства к другой и включая для каждого участка разные каналы звука у себя в наушниках. Для проекта будут использованы специальные наушники с возможностью передачи аудиосигнала, разделенного на каналы с sin-устройством.
Прогуливаясь вдоль центральной линии моста, зритель пересекает линии срезов пространства- лучи лазеров, осознавая зонирование пространства и ощущая, что он также является частью этого «живого» пространства.

 

Анатолий Изотов
«Переход»
3 место (35 баллов)

Место: Подземный пешеходный переход

Подземный переход – переход в другое пространство

 

Маня Соль (Катерина Черевко)
«Кавычки»
4 место (34 балла)

Место: пространство под эстакадным мостом


Кавычки — древний сакральный символ, известный по орнаментальным архаическим мотивам разных народов, замена изображения двух зеркально расположенных животных по двум сторонам от Древа Жизни. В различных орнаментах изображение мирового древа сокращалось до «кавычек», в центре которых была пустота. В этом случае сакральный символ — «мировое древо» – «превращался» в неназванное, в пустоту. Оставалось только изображение оберегающих его животных в виде «кавычек».
В городском пространстве между кавычками оказывается «дух» острова Кнайпхоф — утерянное сакральное.
Определение себя в мире и мира в себе для современного человека зыбко. Мир предлагает инвариантность развития событий, инвариантность вероисповеданий, инвариантность научных гипотез. В рамках институций российского государства и права действия, и стремления человека в пространстве городов не могут быть последовательными и поэтапными, поэтому их наполненность смыслом можно заключить в кавычки.
Как бы мост, как бы остров, как бы Кенигсберг... как бы государство, как бы право, как бы цели.

 

Данил Акимов
«Стрит-арт галерея «Переход»»
4 место (34 балла)

Место: Пешеходный подземный переход, Ленинский проспект

Проект предполагает создание в подземном пешеходном переходе первой калининградской галереи стрит-арта. Переход останется полностью открытым и функциональным, но его пространство будет официально использоваться для демонстрации работ калининградских и приезжих художников, работающих в сфере стрит-арта.
Галерея будет иметь постоянную обновляемую экспозицию – это позволит локализовать и легализовать деятельность активных стрит-художников, а организованная выставочная деятельность приведёт к повышению качества работ и сокращению спонтанных актов вандализма в городе. В то же время, маловостребованное пространство в центре города станет привлекательным для посещения местных жителей, ценителями искусства и туристами.

 

Данил Акимов
«Бесконечный фонтан»
5 место (32 балла)

Место: Сквер у Нижнего озера, ул. Шевченко

В рамках проекта на внутренние стенки нефункционирующих фонтанов, находящихся между зданием ГТРК Янтарь и Нижним прудом, по периметру будет нанесена граффити-фреска. Сюжетное сатирическое граффити будет изображать силуэты типичных калининградских «отдыхающих» в городской среде: «пацанчики» на корточках, домохозяйки с пакетами-самобранками, джентльмены-собутыльники, «старлетки с шампусиком» – все пьют одну бесконечную струю! Чёрные безличные силуэты будут связаны/пронизаны одним бесконечным (замкнутым) цветным фонтанирующим потоком.
Проект позволит горожанам взглянуть на себя со стороны и порассуждать на тему взаимоотношений людей в городском пространстве, людей и города.

 

Маня Соль (Катерина Черевко)
«DEUS Механика»
6 место (27 баллов)

при участии: Николай Смирнов а.k.а. dj Nikodim

Место: пространство под эстакадным мостом




Анфиладность пространства под мостом, его обособленность и пустотность наводят на мысль о возможности его использования как театрального.
Предлагаемое автором проекта действо является художественной конструкцией, опирающейся на «фактический» материал жизни этого места
Основными действующими лицами действа становятся те, кто ежедневно попадает на “сцену”моста. В разное время здесь оказываются: дворники, бегуны, экскурсанты, мамы с колясками, рыбаки с удочками, задумчивые отдыхающие, велосипедисты, дамы с собачками, туристы, влюбленные и алкоголики. Сценарий действий каждой группы участников будет написан на основе реальной жизни – то есть, фактически, его не будет. Автор считает необходимым лишь оповестить участников о том, что их обычная жизнь становится частью художественной интервенции и договориться о последовательности их появления на условной сцене пространства под мостом и длительности их действий, минимально вторгаясь в привычный ритм городской жизни.
Такая арт-интервенция сделает участников действа активными “творцами” – они и актеры и режиссеры, и при этом не перестают быть собой, не выходят из рам своего ежедневного существования.
Все происходящее на подобной сцене можно расценивать только как динамику вещества и цвета, и не должно рассматриваться по классическим критериям театрального действа – это скорее динамика вещества жизни, характерная для этого городского пространства.

 


Юлия Абрамова
«Мечты на газонах»
7 место (15 баллов)

Место: Сквер у Нижнего озера, ул. Шевченко / водные каскады Нижнего озера со стороны улицы Пролетарской

Проект направлен на привлечение внимания к проблеме разрушения пространства вокруг Нижнего озера, конкретно, - к водным каскадам со стороны ул.Пролетарской, памятнику архитектуры 30-х годов.
Объектная группа «Мечты на газонах» представляет собой 50 силуэтов людей в человеческий рост, вырезанных из листов поливинилхлорида и раскрашенных в яркие цвета. Группа будет размещена на газоне и отделена от прохожей зоны, лишь некоторые персонажи будут стоять на специальных подставках на асфальте.
Пластиковые горожане, сидящие на траве, пьющие коктейли, выгуливающие декоративных собачек – цветные призраки, силуэты беззаботной жизни, а также напоминание Калининграду о том, что он становится городом не для людей, а «машиной покупок» и большой автостоянкой.

 

Маня Соль (Катерина Черевко)
«Белыми нитками”
7 место (15 баллов)

Место: пространство под эстакадным мостом, со стороны Дворца спорта «Юность»


Постройка эстакадного моста разрушила прежний статус острова Кнайпхоф в архитектурном убранстве Кенигсберга. По пропорциям он много превосходит те мосты, что вели к острову до войны – мост буквально принизил значение острова и визуально, и психологически.
Автору хотелось бы «примирить» мост с островом. В проекте земля острова как бы сама идет навстречу идее мирного договора старой и новой архитектуры: пласт земли поднимается навстречу архитектурной громадине, чтобы сделать постсоветскую историю Кенигсберга своей частью.
Проект назван “Белыми нитками”, поскольку попытка примирения двух культур, глядя на современные “архитектурные завоевания” в центре Калининграда, заранее обречена.

 

Дмитрий Малков
«РАЙ»
8 место (14 баллов)

Место: Пешеходный подземный переход, Ленинский проспект

Проект представляет ироничный взгляд на стереотипное метафорическое толкование темы Рая и Ада. Раем становится некрасивое, темное и дурно пахнущее помещение подземного перехода, которое скорее ассоциируется с адом, а адом, наоборот, становится городская среда, где главенствуют солнце и зелень деревьев.
Над знаком «подземный переход» устанавливается световой короб с надписью РАЙ. Над входом в переход крепятся объемные яркие и большие буквы «РАЙ». Справа и слева от них - буквы М и Ж. В начале тоннеля с обеих сторон устанавливаются биотуалеты (так как данный переход общеизвестен подобным нецелевым использованием). Внутри тоннеля на пешехода воздействует аудиоинсталляция, состоящая из релакс-музыки и читаемого текста. Также на потолке монтируются ароматические подушки с хвойной отдушкой. При выходе из перехода пешехода встречает надпись «ВЫХОД В АД» с примечанием ниже: АД - архитектурный диконструктивизм.
 

Ирина Касаткина, Элина Вандышева
«Книги»
8 место (14 баллов)

Место: Сквер у Нижнего озера на ул.Шевченко




Проект направлен на восстановление живого интереса к культуре чтения как таковой. Объектами проекта являются три большие книги, размещенные на открытом пространстве. Каждая книга имеет свою тематику. Первая книга рассчитана на детскую аудиторию - в ней будут содержаться короткие истории и сказки и различные интересные факты с иллюстрациями. Во второй – произведения искусства, художественной литературы: новеллы, стихи, и немного интересного и полезного из темы моды – то, что будет интересно современной развивающейся молодежи. Третья книга будет наполнена историей, фактами, политикой и наукой, преимущественно по теме развития города Калининграда: прошлого, настоящего и будущего. Информация во всех трёх книгах будет представлена в лаконичном виде с целью заинтересовать и привлечь возможного читателя.
«Книга» будет выполнена из пластика с металлическим «переплетом» и установлена на прозрачное основания с подсветкой.

 

Александр Дубровский, Алексей Троцак
«Рамки»
9 место (13 баллов)

Место: Сквер у Нижнего озера

Проект «Рамки» обыгрывает тему восприятия городской среды через призму стереотипов, активно поддерживаемых и продуцируемых таким направлением массовой культуры как фотография.
В сквере у Нижнего озера на трех разных газонах устанавливаются три большие фоторамки. Первая рама оформлена в духе самых распространенных свадебных «штампов» и открывает вид на Дворец бракосочетания. Другая, выполненная в типовом для Кёнигсберга-Калининграда историко-культурном стиле, открывает вид на Кафедральный Собор. Третья рамка направлена в сторону Нижнего озера и символизирует собой некую тюремную решетку, собранную из обычных фоторамок, скрепленных между собой.
Первые две рамы будут восприниматься горожанами и гостями как незамысловатый фон для фотосъемки в городе, третья же рама обобщает художественную композицию и содержит метафорическое послание – предупреждение об опасности активного продуцирования массовой «рамочной» культуры.

 

Дмитрий Малков
«ЭЛИЗИУМ»
10 место (12 баллов)

Место расположения: Сквер у Нижнего озера, ул. Шевченко



Элизиум в древнегреческой мифологии – части подземного царства, обитель душ блаженных.
Главной площадкой для реализации проекта служит газон у Нижнего озера и прилегающий к нему тротуар. На нем в хаотичном порядке устанавливаются 7 манекенов. Манекены перевернуты с ног на голову, а головы их утоплены в землю – таким образом, для зрителя видимой частью каждого манекена является всё «тело», кроме головы. На том же участке устанавливаются около 15-20 рук манекенов, которые по локоть утоплены в землю, с кистями и пальцами тянущимися кверху. И манекены, и «руки» выкрашены люминофорной оранжевой краской - это позволит работать инсталляции и в ночное время. На прилегающем к газону тротуаре проведены две выкрашенные люминофорной краской параллельные полосы - черная и белая. На каждой их них контрастным цветом написан следующий текст: «Если свет, который в тебе есть, тьма, то что же тогда тьма?»

 

Фотографии с заседания жюри конкурса

Награждение победителей проекта (фото)

2014предыдущий месяцследующий месяц
Facebook
Вконтакте
Twitter
Youtube – Видео лекций
Instagram
Подписка на еженедельную рассылку
Калининград, Московский проспект, 39. +7 (4012) 60-43-29  © Государственный центр современного искусcтва. Разработка [artinfo]. Дизайн [Андрея Великанова]