Визуальные исследования: от «видимой» истории к истории видения.

Лекция

22.02 - 19.04.2018

3+
Facebook Вконтакте Twitter pinterest google+

 «Визуальные исследования: от «видимой» истории к истории видения.
Визуальная среда: оптические медиа и пространства повседневности»

Курс философа, историка культуры Игоря Кобылина,
дополненный лекциями приглашенных исследователей,

в рамках просветительской программы «Кафедра современной культуры в Арсенале» и магистерской программы «Историческая антропология» Мининского университета.

22 февраля — 18 апреля 2018

Если первая часть курса была посвящена освоению теоретических основ современных визуальных исследований, то во второй части речь пойдет о конкретных исследовательских кейсах, так или иначе связанных с анализом «визуальной среды». Городской ландшафт и уличное искусство, селфи и Instagram, видеоигры и YouTube — все это части нашей «визуальной» повседневности, ничуть не менее интересные для изучения, чем «высокие» художественные практики, будь то живопись, театр или профессиональная фотография. О том, как взаимодействуют различные — «старые» и «новые» — медиа в современной визуальной культуре, каковы ее историческая генеалогия и возможные будущие трансформации, расскажут нижегородские и московские историки, философы, урбанисты, художники и кураторы.

Программа курса:

22 февраля, 18:30. Лекция историка Евгения Савицкого (РГГУ)
«Потупленный взор в туманную даль: эстетика и политика видения в конце XIX — начале XX вв. на примере фотографий А. Карелина и М. Дмитриева».
Позволяет ли инструментарий «визуальных исследований» увидеть нечто в прошлом лучше, чем раньше? Наделяют ли они исследователя особой остротой зрения или, напротив, портят ему глаза? Каковы преимущества ясного видения и нечеткого взгляда больных или просто усталых, закрывающихся глаз? В свое время Э.Т.А. Гофман объединил в одной фигуре изготовителя линз и подзорных труб, экспериментатора-специалиста по искусственным глазам и сказочного «песочного человечка», который якобы приходит вечерами к непослушным детям, чтобы посыпать им глаза песком, заставить их чесать глаза до красноты, пока они не закроются вовсе. Насколько актуальна такая фигура исследователя сегодня? Должен ли он стремиться к критическому пробуждению взгляда, к его наилучшему оснащению, или, наоборот, к разоружению, когда утрачивается бдительность или когда сидят, неуверенно потупив взор? Уже фотографии А. О. Карелина и М. П. Дмитриева, сделанные в конце XIX — начале ХХ вв. и рассматриваемые часто как исторические документы, ставят эти вопросы на языке эстетики и техники своего времени, и тем важнее для современного исследователя продумывать тактики работы с такими образами прошлого.

1 марта, 18:30. Лекция художника, куратора Артема Филатова
«Художественное переосмысление проблемы сохранения исторической застройки».
Молодое искусство Нижнего Новгорода напрямую связано с городским пространством — художественные проекты часто опираются на контекст и проблемы исторической застройки. Эта отличительная особенность, подчеркнутая во время проведения фестиваля «Новый город: Древний», привела к возникновению понятия «нижегородское уличное искусство», маркирующего сложившиеся локальные художественные практики как для российской аудитории, так и для зарубежья. В рамках лекции художник Артем Филатов расскажет об основных проектах авторов, принадлежащих к «нижегородскому уличному искусству»: от коллективных практик до фестиваля «Новый город: Древний» и выставки «Обратно домой» в здании бывшего Музея нижегородской интеллигенции, а также рассмотрит главные смыслообразующие принципы в деятельности художников.

15 марта, 18:30. Лекция историка культуры Игоря Кобылина (НижГМА и Лаборатория исследований культурной памяти и исторической антропологии Мининского университета)
«Кинематограф и история, или Как снимать Событие?»
Для современной философии понятие События является ключевым.
Оно, по точному наблюдению философа Артемия Магуна, возвращает онтологию к истории. Последняя предстает здесь не столько в качестве единого линейного процесса, сколько в форме разрывов и прорех — «событийных мест» новой начинательности. Не меньший интерес к Событию наблюдается и в искусстве, в частности, в кинематографе. Однако возникает вопрос: как Событие — эта «прореха» в плотной ткани ситуации — может быть показано? Различные версии представления События в кино станут основным предметом разговора.

22 марта, 18:30. Лекция профессора школы культурологии ВШЭ Яна Левченко
«Встреча с Нарциссом. Смысл и назначение селфи».
Селфи — один из наиболее распространенных социальных ритуалов современности, совершаемых человеком как наедине с собой, так и в компании для последующего медийного распространения. Это один из ярких примеров того, как усложнение технологий резко упрощает коммуникативный процесс и обогащает его новыми возможностями. Практика селфи расширяет человека, удлиняет его технологические протезы. В лекции пойдет речь о том, как развивается и осмысляется практика селфи, каков ее генезис, чем обусловлена и о чем свидетельствует ее популярность. Наконец, еще один немаловажный вопрос — в каком направлении развивается селфи, как оно определяет культурно-антропологическую эволюцию человека.

29 марта, 18:30. Лекция художника, социолога Андрея Амирова.
«Художественные интервенции: городское пространство как сцена».
Какими бывают художественные интервенции в городские пространства? Какие исследовательские возможности они дают, какие эффекты производят, как с помощью них проявляется потенциал пространства? В частности, речь пойдет о художественной составляющей массовых действий, флешмобов, о том, как перформансы и инсталляции могут создавать ситуации перехода к логике участия. Будет уделено особое внимание положению «коллективной аудитории», которая способна сама стать рассказчиком и интерпретатором, то есть «эмансипированным сообществом».

5 апреля, 18:30. Лекция историка культуры Игоря Кобылина (НижГМА и Лаборатория исследований культурной памяти и исторической антропологии Мининского университета).
«Неслучившаяся история: старая фотография, кино и «Россия, которую мы потеряли».
Лекция будет посвящена конструированию ностальгического образа имперской России в ревизионистской перестроечной документалистике. На примере фильмов «Зеркало времени» (1988) Юрия Беспалова и Татьяны Булатовой, «Россия, которую мы потеряли» (1992) Станислава Говорухина будет продемонстрирована та новая оптика, которая позволяла разглядеть в дискредитированной большевиками царской России затонувшую Атлантиду — прекрасный мир генетической полноценности, благородных лиц и естественных иерархий. Особое внимание будет уделено той роли, которую сыграла старая нижегородская (и не только) фотография в этих реставрационных кинематографических фантазиях.

12 апреля, 18:30. Лекция историка Варвары Склез (ШАГИ РАНХиГС, Лаборатория публичной истории).
«Между историей и памятью: опыт современного российского документального театра».

19 апреля, 18:30. Лекция куратора Алисы Савицкой (Волго-Вятский филиал ГЦСИ в составе РОСИЗО). «Современное искусство в локальных контекстах». 

В рамках лекции будут рассмотрены основные стратегии и методы конструирования художественных проектов на основе исследований локальной истории, городской среды и актуального культурного запроса горожан. Речь пойдет о кураторских практиках локальных исследований на примере выставочных проектов Волго-Вятского филиала ГЦСИ в составе РОСИЗО: «Коммунальный авангард» (2010–2011), «Строители весны» (2014), «Трилогия о современном искусстве и локальных контекстах» — «Музей великих надежд» (2015), «Жизнь живых» (2016–2017), «Простые чувства» (2017).


Периодичность: каждую неделю по четвергам, 18:30–20:00.
Стоимость билетов: 150 руб., льготный — 100 руб.
Для студентов и магистров Мининского университета по предъявлению студенческого билета вход свободный.

АДРЕС: Арсенал, Нижний Новгород, Кремль, корпус 6, Лекторий.
КОНТАКТЫ: тел. для справок 8(831) 422-45-54, www.ncca.ru/nnovgorod

2014предыдущий месяцследующий месяц
Facebook
Вконтакте
Instagram
Twitter
Youtube – Видео лекций
Подписка на еженедельную рассылку
Нижний Новгород, Кремль, к. 6, Арсенал. +7 (831) 422 75 55  © Государственный центр современного искусcтва. Разработка [artinfo]. Дизайн [Андрея Великанова]