«Купание красного коня». Русская революция 1905–1907 годов

Лекция

20.10.2017, 19:00 пятница

3+
Facebook Вконтакте Twitter pinterest google+

 Цикл публичных лекций «Искусство и революции»
совместно с Российским государственным гуманитарным университетом

Лектор — доктор философских наук, профессор кафедры истории и теории культуры
Отделения социокультурных исследований РГГУ Игорь Кондаков.

20 октября, 19:00
«Купание красного коня». Русская революция 1905–1907 годов

«Когда я в 1912 году нарисовал «Красного коня», — вспоминал художник Кузьма Петров-Водкин, — то говорили: это предчувствие войны. А когда началась революция, то говорили, что она предугадана мной».
В другой раз он заметил, имея в виду свою пророческую картину: «Я понял, что это был наш праздник — предрассвет революции…»
Так называемая «Первая русская революция» (1905–1907 гг.) была генеральной репетицией Великой русской революции 1917 г. Ее очевидцам и свидетелям среди деятелей культуры Серебряного века в облике революции виделись радостные и гармоничные черты: торжество духовной свободы, любви, гуманизма, нравственной чистоты и безграничные перспективы творчества культуры, преобразующей мир и в муках рождающей Новую Россию. Именно так ощущали начало ХХ века М. Горький и Н. Бердяев, В. Розанов и Д. Мережковский, А. Блок и В. Брюсов, А. Белый и Л. Андреев, Н. Римский-Корсаков и А. Скрябин, М. Врубель и В. Серов, К. Станиславский и Вс. Мейерхольд (да и многие другие), придавая Русской революции символическое, нравственно-эстетическое и религиозно-мистическое значение. Восторг и ужас от приближения революции и ее грандиозных преобразований сливались воедино в тревожно-экстатическом ожидании желанных и страшных перемен. Поражение революции вызвало у философов и поэтов, художников и музыкантов ощущение пустоты, разочарования, апатии, несбывшихся надежд. Но на пороге истории уже стояла Первая мировая война…

15 ноября, 19:00
«Слушать великую музыку будущего». Русская революция 1917 года

В своем знаменитом эссе «Интеллигенция и революция» А. Блок призывал представителей культуры Серебряного века «слушать ту великую музыку будущего, звуками которой наполнен воздух, и не выискивать отдельных визгливых и фальшивых нот в величавом реве и звоне мирового оркестра». Великому поэту очень хотелось убедить себя и своих современников, что «мировой пожар в крови» действительно приведет к торжеству прекрасного, душевного и духовного в России будущего, что разрушительные порывы революции не уничтожат «истинно ценного», «совершенной любви», «вечных форм» культуры. Ведь «любовь творит чудеса, музыка завораживает зверей».
Так же, как Блок, поначалу думали М. Горький и В. Маяковский, В. Брюсов и А. Белый, А. Глазунов и С. Прокофьев, Вс. Мейерхольд и С. Эйзенштейн, Е. Вахтангов и А. Таиров, К. Петров-Водкин и К. Малевич… Постепенно нарастали сомнения и тревога в отношении реальности и осуществимости идеалов мировой революции. Но «рев мирового оркестра» заглушал скорбные и трезвые голоса Н. Бердяева и П. Сорокина, М. Гершензона и Вяч. Иванова, о. Павла Флоренского и Г. Федотова, З. Гиппиус и И. Бунина, Н. Гумилева и О. Мандельштама, А. Ахматовой и М. Цветаевой,
С. Рахманинова и И. Стравинского, С. Дягилева и М. Чехова, Е. Замятина и Б. Пильняка, И. Бабеля и М. Булгакова… Многие сомневающиеся и устрашившиеся оказались в эмиграции, далеко от эпицентра мировой бури.
Прошло совсем немного времени, и тот же А. Блок написал новое эссе — «Крушение гуманизма». В нем пресловутая «музыка революции» трактовалась уже совсем, совсем по-другому: «Музыка эта — дикий хор, нестройный вопль для цивилизованного слуха. Она почти невыносима для многих из нас, и сейчас далеко не покажется смешным, если я скажу, что она для многих из нас и смертельна. Она разрушительна для тех завоеваний цивилизации, которые казались незыблемыми; она противоположна привычным для нас мелодиям об „истине, добре и красоте“; она прямо враждебна тому, что внедрено в нас воспитанием и образованием гуманной Европы прошлого столетия».
Разрыв с культурным наследием прошлого, нравственно-эстетическими идеалами и традициями, выработанными человечеством, не остались безнаказанными: ужасы Гражданской войны и террора, голода и хозяйственно-бытовой разрухи, зловещие очертания советского тоталитаризма уже стояли перед глазами «пророков революции»…

16+
Стоимость билетов на лекции: 100 рублей, льготный — 70 рублей.
Адрес: Нижний Новгород, Арсенал, Кремль, корпус 6, Киноконцертный зал.
Тел.: 8 (831) 422 45 54, www.ncca.ru/nnovgorod

2014предыдущий месяцследующий месяц
Facebook
Вконтакте
Instagram
Twitter
Youtube – Видео лекций
Подписка на еженедельную рассылку
Нижний Новгород, Кремль, к. 6, Арсенал. +7 (831) 422 75 55  © Государственный центр современного искусcтва. Разработка [artinfo]. Дизайн [Андрея Великанова]