«Визуальные исследования: от «видимой» истории к истории видения»

Лекция

12.10 - 07.12.2017

Facebook Вконтакте Twitter pinterest google+

 «Визуальные исследования: от «видимой» истории к истории видения»

Курс философа, историка культуры Игоря Кобылина,
дополненный лекциями приглашенных исследователей,

в рамках программы «Кафедра современной культуры в Арсенале» и магистерской программы «Историческая антропология» Мининского университета.

Октябрь — декабрь 2017 года

Как известно, само греческое слово historia восходит к древнему корню со значением «видеть», и во времена Геродота под «историей» понимались, прежде всего, свидетельства очевидцев. Эта до поры скрытая связь с визуальным, отмечавшая исток европейского исторического дискурса, приобретает все большее значение для современных исследований. Действительно, с 70–80-х годов XX века историческая наука переживает полномасштабный «визуальный поворот», позволивший обратиться к колоссальному массиву источников, которые до этого либо вообще не использовались историками, либо использовались исключительно в качестве вспомогательных. Однако речь идет не только о расширении источниковой базы. Все более «видимая» (как res gestae — т. е. как само прошлое) и «видящая» (как historia rerum gestarum — т. е. в качестве рассказа о прошлом) история постепенно становится и историей самого видения. Из антропологической константы зрение превращается в динамический социокультурный феномен. Соответственно, можно говорить об исторических режимах видения, каждый из которых обладает собственной диаграммой говоримого/видимого, специфической конфигурацией табуированных зон и определенным техническим оснащением. Историческое исследование таких режимов будет неизбежно междисциплинарным — оно принципиально неотделимо от истории искусств, медиаархеологии, истории техники и естествознания и других дисциплин. Предлагаемый курс посвящен тем теоретическим и практическим разработкам в современной философии (Мишель Фуко, Жиль Делез, Поль Вирильо), искусствоведении (Аби Варбург и Эрвин Панофски), истории и теории медиа (Джонатан Крэри и Фридрих Киттлер), исследованиях кино и фотографии (Розалинд Краусс, Андре Руйе, Фредерик Джеймисон) и, наконец, в сфере публичной истории (Саймон Шама), которые сделали эту историю видения возможной.

Программа курса:
12 октября, 18:30 — Визуальные исследования: история, теории, практики.

Долгое время визуальный образ в европейской культуре наделялся тремя основными характеристиками: «вторичность, тупость, обманчивость» (Дэвид Джослит). Слишком чувственный, слишком смутный и неопределенный образ всегда уступал слову в метафизической силе и значимости. Однако великая «революция изображений», начавшаяся еще в XIX веке и продолжающаяся до сих пор, заставила пересмотреть настороженное отношение к образу и сфере визуального в целом. Иконический / пикториальный / визуальный поворот в гуманитарных науках (и прежде всего в исторических исследованиях) вывел образ из «тюрьмы языка», сделав предметом всестороннего исследования. Многообразным аспектам этого поворота — от «политической иконографии» до «генеалогии внимания» — и будет посвящена первая лекция курса.

19 октября, 18:30 — История пафоса: Аби Варбург, Эрвин Панофски и современное искусство.
Лекция посвящена иконологической программе Аби Варбурга и его последователей. Прежде всего, речь пойдет о концепции «Pathosformeln» (формулы выражения страсти) — определенных мотивов или визуальных «топосов», проявляющих как физическое напряжение, так и эмоциональную насыщенность изображенных ситуаций. Размышления Варбурга о ренессансных «формулах пафоса» станут также отправной точкой анализа некоторых этических и политических аспектов современного искусства.

26 октября, 18:30 — Говоримое vs. зримое: техники наблюдателя (Мишель Фуко и Джонатан Крэри)
Теоретическая рамка лекции — «археологический» проект Мишеля Фуко и его развитие у Джонатана Крэри. Ключевым понятием предстоящего обсуждения станет понятие «исторической формации» или «страты» как специфической позитивности, образованной «из слов и вещей, из видения и говорения, из зримого и выразимого, из пространств видимости и полей читабельности, из планов содержания и выражения» (Жиль Делез). Особое внимание будет уделено связке наблюдения и власти — ее антропологическим условиям, историческим трансформациям и техническим аппаратам.

2 ноября, 18:30 — Есть ли у фотографии прошлое?
Лекция Оксаны Гавришиной, кандидата культурологии, доцента РГГУ (Москва).
Фотография долгое время воспринималась как изображение, представляющее реальность. Особенно ценной казалась возможность соприкоснуться с реальностью более нам недоступной — прошлым. На ряде конкретных примеров из «истории» фотографии и современной художественной практики будет представлено соотношение фотографического изображения и опыта прошлого как теоретическая проблема.

9 ноября, 18:30 — Медиаархеология. Основные понятия.
В современной медианауке можно выделить две стратегии интерпретации «медиума» и, соответственно, две различные медиаистории или, как сегодня принято говорить с поправкой на Фуко, две различные медиаархеологии. Первая, представленная Зигфридом Цилински и Фридрихом Киттлером, трактует «медиум» в основном материально-технически. Вторая, характерная для англо-американских cultural studies, погружает медиа в широкий контекст социально-политических и дискурсивных практик. История и исследовательские перспективы каждой из этих стратегий станут основным предметом разговора.

16 ноября, 18:30 — Кинореконструкции: история, идеология, симуляция.
В книге «Кино» Жиль Делез поставил под сомнение ту логику образа — логику репрезентации, изображения, мимесиса — которая долгое время так или иначе управляла любыми теоретическими размышлениями о сущности кинематографического медиума. Образ-представление в его концепции уступил место иным образам — образу-движению и образу-времени. В лекции речь пойдет о том, как новая онтология кинообраза меняет наше понимание «исторического кино» — будь то масштабные игровые постановки или документальные реконструкции прошлого.

23 ноября, 18:30 — Городские пространства: взгляд, аффект, коммуникация.
Лекция посвящена продуктивной встрече «иконического поворота» (iconic turn) с «пространственным» (spatial turn) в сфере городских исследований. Соотношения оптического и гаптического, взгляда и телесного аффекта, дистанцирования и иммерсии в наших реальных или виртуальных передвижениях по городу станут основными темами обсуждения.

7 декабря, 18:30 — Городское воображение и экскурсионная практика. Лекция Бориса Степанова, кандидата культурологии, ведущего научного сотрудника Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А. В. Полетаева (Москва).
Тема «городского воображения» возникает уже в классических работах В. Беньямина, О. Шпенглера и Л. Мамфорда, однако приоритетным объектом в изучении города она становится в последние десятилетия. Одной из форм актуализации городского воображения, которая сегодня в России переживает интенсивный рост, является практика экскурсионного освоения городских пространств, вовлекающая человека в телесное и чувственное переживание городской образности, превращающая эту образность в достояние индивидуальной и коллективной памяти. Современные подходы к анализу экскурсионной практики обнаруживают антропологические ориентации и междисциплинарный характер городских исследований. Свой вклад в изучение экскурсий вносят исследования туризма, стремящиеся описывать многообразие форм освоения городского пространства и бытования объектов наследия, исследования медиа, обращенные к анализу многообразия репрезентаций города и форм взаимодействия средств коммуникации с городской средой, нарратология, которая сегодня трансформируется в перспективе пространственного поворота. Отправной точкой в обсуждении этой практики в рамках лекции станут работы выдающегося российского теоретика экскурсий и городского воображения Н. П. Анциферова. Оттолкнувшись от них, мы обсудим, какое значение опыт осмысления экскурсий в работах Анциферова может иметь в контексте современных теорий и проблем российской городской культуры.

Периодичность: каждую неделю по четвергам, 18:30–20:00.
Стоимость билетов: 100 руб., льготный — 70 руб.

Для студентов и магистров Мининского университета по предъявлению студенческого билета вход свободный.
АДРЕС: Арсенал, Нижний Новгород, Кремль, корпус 6, Лекторий.
КОНТАКТЫ: тел. для справок 8(831) 422-45-54, www.ncca.ru/nnovgorod

2014предыдущий месяцследующий месяц
Facebook
Вконтакте
Instagram
Twitter
Youtube – Видео лекций
Подписка на еженедельную рассылку
Нижний Новгород, Кремль, к. 6, Арсенал. +7 (831) 422 75 55  © Государственный центр современного искусcтва. Разработка [artinfo]. Дизайн [Андрея Великанова]