Круглый стол «Колониальный опыт и историческое воображение XIX–XXI вв.»

Круглый стол

26.04.2017, среда

Facebook Вконтакте Twitter pinterest google+

 Волго-Вятский филиал Государственного центра современного искусства в составе РОСИЗО,
Мининский университет, Московская высшая школа социальных и экономических наук,
межвузовский семинар «Теория и практики гуманитарных исследований»
представляют

Круглый стол «Колониальный опыт и историческое воображение XIX–XXI вв.»
в рамках кафедры современной культуры в Арсенале

26 апреля 2017, 12:00–18:00

История западноевропейской колониальной экспансии насчитывает как минимум пять столетий. Однако глубокое осмысление оставленного ею опыта началось относительно недавно, благодаря критической дистанции к феномену «ориентализма», достигнутой в работах Эдварда Саида; благодаря исследованиям культурного наследия колониализма, проводимым группой индийских ученых, объединившихся в сообщество subaltern studies («исследования угнетенных»); и благодаря бурному развитию междисциплинарной постколониальной теории, которая за короткий срок (с 80-х гг. прошлого века) успела превратиться в одно из наиболее влиятельных направлений современной критической мысли.

Главным предметом дискуссии, которую проведут между собой московские и нижегородские ученые на предлагаемом круглом столе, являются исторические последствия заново открытого колониального опыта для самоопределения нашей нынешней современности. Среди проблем, которые собираются обсудить участники круглого стола, важное место предполагается уделить двум вопросам: вопросу об адекватной исторической репрезентации для выражения колониального опыта, восходящему к теме программной работы Гаятри Спивак «Могут ли угнетенные говорить?», и вместе с тем проблематизации исторического времени модерна, осуществляемого в интеллектуальном фарватере, который был проложен усилиями таких исследователей, как Дипеш Чакрабарти, Кэтлин Дэвис и Тимоти Митчелл. Специального внимания заслуживает также вопрос о применимости постколониальной теории для изучения исторического опыта метрополий (в рамках темы т. н. «внутренней колонизации»), национального строительства в Европе, а также изучения античного и средневекового культурного наследия. И, наконец, участники дискуссии предполагают отдельно сосредоточиться на проблемных сторонах самой постколониальной теории, которые можно прояснить через критический анализ ее претензий к историческому воображению марксизма.

Участники и темы выступлений:
• философ, кандидат философских наук, старший научный сотрудник Московской высшей школы социальных и экономических наук, доцент ИОН РАНХиГС Андрей Олейников «Постколониальная критика исторического времени модерна в работе Кэтлин Дэвис «Периодизация и суверенность»;
• философ, преподаватель кафедры социологии культуры и духовной жизни факультета социальных наук Нижегородского государственного университета им. Лобачевского Роман Сундуков «Роль исторического опыта архаики в развитии исторических феноменов метрополии и колонии: к вопросу о теории колонизации»;
• историк, публицист, художественный критик Илья Будрайтскис «Историческое воображение в марксистской теории революции»;
• философ, магистрант программы «Политическая философия и социальная и теория» Московской высшей школы социальных и экономических наук Ирина Бобринская «Когда историко-политическая репрезентация становится альтернативной реальностью: опыт Франции»;
• социальный исследователь, критик культуры Марина Симакова «Футуристическое воображение как способ подрыва колониального порядка»;
• историк, кандидат исторических наук, заместитель директора Института международных отношений и мировой истории Нижегородского государственного университета им. Лобачевского по научной работе, заведующий Центром исторической и культурной антропологии Артем Маслов «Практики семиотизации пространства и грани исторического воображения в европейских описаниях Троады конца XVIII — начала XIX вв.»;
• историк, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и теории культуры Российского государственного гуманитарного университета, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Евгений Савицкий «Прекрасные невольницы, спящие красавицы и другие персонажи исторического воображения в Европе и России сер. XIX — нач. XXI вв.»;
• историк, доцент, заведующий кафедрой Новой и новейшей истории Института международных отношений и мировой истории Нижегородского государственного университета им. Лобачевского Михаил Белов «"Внутреннее" и "внешнее" в конструировании "славянского братства" (к вопросу о специфике российской колонизации)»;
• философ, культуролог, доцент Нижегородской государственной медицинской академии Игорь Кобылин и историк, доцент Нижегородского государственного педагогического университета Федор Николаи «Ориентализм по-советски: «воины-интернационалисты» о войне в Афганистане»;
• историк Светлана Голубкина «От колониального героя к колониальному злодею: Сесил Родс в западной литературе и кинематографе».

Вход свободный. 18+ Арсенал, Кремль, корпус 6, Лекторий.
Адрес: Нижний Новгород, Арсенал, Кремль, корпус 6.
Тел.: 8 (831) 422 45 54, www.ncca.ru/nnovgorod

Аннотации выступлений:

Философ, кандидат философских наук, старший научный сотрудник Московской высшей школы социальных и экономических наук Андрей Олейников
«Постколониальная критика исторического времени модерна в работе Кэтлин Дэвис «Периодизация и суверенность»

В своей книге «Периодизация и суверенность: как идеи феодализма и секуляризации управляют политикой времени», вышедшей в 2008 г., известная американская исследовательница Кэтлин Дэвис убедительно демонстрирует, что качественное различие между Средневековьем и Новым временем — которое большинство историков воспринимает как по сути «внутриисторическое», неотъемлемое для своей дисциплины — возникает исключительно в силу «внешних» политических причин: идея «Средних веков» появляется ровно тогда, когда начинается европейская колониальная экспансия, расцветает работорговля и возникает теория суверенитета. Все это не случайное стечение обстоятельств: Европа превращает в свое прошлое то, что находит за своими пределами. С этого времени «Средние века», «феодализм», по словам Дэвис, становятся «мобильными категориями» и легко применяются к любому обществу, не достигшему модерности. Насколько мы способны сегодня (и способны ли вообще?) мыслить историческую современность, не прибегая за помощью к идиоме преодоления «темного», «средневекового» прошлого? — возможно, это главный вопрос, который ставит перед нами эта книга. В докладе будет предпринята попытка найти ответ на него.

Историк, публицист, художественный критик Илья Будрайтскис
«Историческое воображение в марксистской теории революции»

Мотив «переодевания» участников революционных событий в одежды предшественников занимает важное место в анализе Маркса, обозначая через анахронизм символов контуры идеологического противоречия конкретного революционного кризиса. Это противоречие — между самосознанием той или иной политической силы и ее действительной ролью, детерминированной обстоятельствами — выражает себя, согласно Марксу, через «заклинания» и «вызов духов прошлого». Такой ритуал, однако, является не ложным восприятием действительной исторической ситуации, но напротив, становится ее легитимным элементом. Идеологическое «воображаемое отношение» (по Альтюссеру) определяет практику, которая, в свою очередь, оказывает обратное воздействие на обстоятельства.
Этот тезис будет раскрыт при помощи ряда примеров работы воображения как в революционной, так и контрреволюционной истории.

Философ, культуролог, доцент Нижегородской государственной медицинской академии Игорь Кобылин и историк, доцент Нижегородского государственного педагогического университета Федор Николаи
«Ориентализм по-советски: «воины-интернационалисты» о войне в Афганистане»

В рассказах бывших «воинов-интернационалистов», ветеранов афганской войны 1979–1989 гг. сам Афганистан предстает в качестве удивительного места «совпадения противоположностей». С одной стороны, он описывается посредством хорошо узнаваемых ориенталистских клише как «дикая», «отсталая» страна, живущая в каком-то вечном «средневековье». Здесь явственно различимо то «господское» темпоральное дистанцирование, которое немецкий антрополог Йоханнес Фабиан назвал аллохронизмом. С другой — для многих советских солдат и офицеров служба в Афганистане — это еще и возможность «престижного потребления». В кабульских «дуканах» можно было купить дефицитные американские джинсы, японские часы и (видео)магнитофоны, а дружественные местные иногда устраивали для бойцов видеосалоны с гонконгскими боевиками. Для советских людей Афганистан был не только «феодальным Востоком», но и — хотя бы отчасти — «современным консьюмеристским Западом». Парадоксам и противоречиям такого «ориентализма по-советски» и будет посвящена основная часть доклада.

Историк, доцент, заведующий кафедрой Новой и новейшей истории Института международных отношений и мировой истории Нижегородского государственного университета им. Лобачевского Михаил Белов
«"Внутреннее" и "внешнее" в конструировании "славянского братства" (к вопросу о специфике российской колонизации)»

Идеологема «славянского братства» стала общим местом в публичном дискурсе пореформенного периода и затем пережила несколько трансформаций под влиянием политической конъюнктуры. Она одновременно служила частичным обоснованием великодержавных (позднеимперских) притязаний и являлась важным элементом доктрины «особого пути» России. Процесс конструирования, освоения и эмоционального наполнения этой формулы, впрочем, относится к более раннему периоду. Этот процесс, интенсифицированный в период николаевского царствования, в силу особенностей режима протекал по преимуществу кулуарно, однако он отражал как особенности внутриимперской ситуации, так и внешнеполитические проекции или культурно-гегемональные амбиции какой-то части российской элиты. Конструирование «братьев-славян» наполнено характерными для постпетровской культурной динамики инверсиями и подменами. Мечты о будущем «славянском мире» открывались в балканской архаике, русскость опознавалась как колониальная ностальгия, а самоориентализация предполагала вызов превосходства над «угасающей» Европой.

Историк, кандидат исторических наук, заместитель директора Института международных отношений и мировой истории Нижегородского государственного университета им. Лобачевского по научной работе, заведующий Центром исторической и культурной антропологии Артем Маслов
«Практики семиотизации пространства и грани исторического воображения в европейских описаниях Троады конца XVIII — начала XIX вв.»

Активные изыскания древностей в районе Трои наряду с попытками комплексно обоснованной локализации этого легендарного города стали важнейшим эпизодом в развитии археологии и, кроме того, неотъемлемой частью самоутверждения и экспансии европейской культуры в эпоху Нового времени. Обращаясь к развернутым описаниям Троады в текстах О. де Шуазель-Гуфье, Ж.-Б. Лешевалье, У. Гелла и ряда иных авторов «дошлимановского» периода, докладчик намерен подчеркнуть специфический характер [из]обретения европейцами «гомеровских ландшафтов» и соответствующие особенности их восприятия образованной западной публикой в конце XVIII — начале XIX вв. Формируясь на перекрестках классической филологии и дескриптивной географии, позднего антикварианизма и зарождающейся археологии, практики верификации исторической основы гомеровского эпоса ‘in situ’ воплотили в себе не только черты рационального толкования сложного эпического материала, но и ангажированное идеологией филэллинизма стремление к живому (подчас — весьма страстному) диалогу с античностью. В них также нашли выражение типичные для интеллектуального климата той поры способы репрезентации обществ и культурных традиций Ближнего Востока.

Историк, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и теории культуры Российского государственного гуманитарного университета, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Евгений Савицкий
«Прекрасные невольницы, спящие красавицы и другие персонажи исторического воображения в Европе и России сер. XIX — нач. XXI вв.»
В 1866 году французский художник Жан-Леон Жером пишет картину «Продажа невольников в Древнем Риме», одно из характерных для этого времени исторических полотен. Покупатели торгуются за прекрасную девушку. Картина двусмысленна своей эротичностью, предлагая испытать удовольствие от выставления на продажу и на всеобщее обозрение красивой девушки, при этом отчаяние матери, горестный взгляд девочки-подростка справа делают смысл картины в итоге вполне благопристойным, осуждающим зло рабовладения. Картина будит непристойное воображение зрителя, чтобы тем эффектнее его преодолеть, оставляя, однако, возможность вернуться к первоначальному взгляду.
В том же году Жером пишет и другую картину, тоже изображающую продажу невольницы, но на этот раз — в одной из стран Востока. Снова в центре помещена прекрасная обнаженная девушка, которой покупатель заглядывает в рот, проверяя зубы. Примечательно, что, как показывают сохранившиеся эскизы, изначально персонажи были одеты в римские одежды, и вся сцена должна была происходить в Древнем Риме. Художник конца XIX века без труда переносит действие своего произведения во времени и пространстве, и кажется, что смысл картины при этом остается тем же самым, с тем же обыгрыванием двусмысленностей.
В докладе речь пойдет о связях между художественной культурой, историческим знанием и колониализмом в XIX–XX вв., а также о том, в какой мере это наследие все еще продолжает, явно или подспудно, влиять на нашу современность. Кто те невольницы, что еще и сегодня нуждаются в освобождении нами, и что с ними делать?

Философ, преподаватель кафедры социологии культуры и духовной жизни факультета социальных наук Нижегородского государственного университета им. Лобачевского Роман Сундуков
«Роль исторического опыта архаики в развитии исторических феноменов метрополии и колонии: к вопросу о теории колонизации»

Стратегическое видение концепции колониализма в работах Д. Агамбена: «дислокация» и «дисгомогенность» как характеристики и метрополии, и колонии, и как принципы современных городов и пространств исторического действия. Проблема значения практического действия, маршрутного и радиального принципов архаического сознания в формировании колоний в античности и развитии колониализма в Новое время. Колониализм и горизонт исторического сознания.

Философ, магистрант программы «Политическая философия и социальная и теория» Московской высшей школы социальных и экономических наук Ирина Бобринская
«Когда историко-политическая репрезентация становится альтернативной реальностью: опыт Франции»
Конец 19 столетия во Франции проходит под знаком перенесённых унижений (поражения в войне с Пруссией): представители политического и интеллектуального ведущего слоя страны ищут точки опоры для «собирания сил» нации. Именно в этих условиях рождается республиканский «колониальный проект», прошедший менее чем за четверть века путь от полного неприятия и жесточайшей критики как в парламенте, так и в обществе в целом, к практически никем не оспариваемому цивилизаторскому делу Республики. В речах политических деятелей, образовательных программах, колониальных выставках, и в самом процессе расширения и «освоения» империи рождалась идея обновлённой «великой Франции» (La plus grande France). Какую реальность репрезентировал «колониальный проект», была ли в нём действительно заключена конституирующая для французского общества сила? Если да, то что обусловило предел этих созидающих возможностей?

Социальный исследователь, критик культуры Марина Симакова «Футуристическое воображение как способ подрыва колониального порядка»
Сегодня футуристическое воображение задает не только производство представлений о будущем, но и располагает это будущее в альтернативных пространственно-временных координатах. Такое будущее принципиально отличается от грядущего или утопического, подразумевая иную историческую ситуацию, а с ней и иной социально-политический порядок. Так территория воображаемого становится пространством борьбы за переопределение мира, за право оспаривать саму систему западно-европейского мышления и господствующие в этой системе культурные нарративы. Каким образом осуществляется эта борьба в настоящее время и какие формы она принимает? Какие именно представления производятся и каковы их отличительные черты? Какие ключевые концепты западной культуры опровергаются и что выступает в качестве их альтернатив? В докладе будет предпринята попытка ответить на все эти вопросы с помощью анализа постколониальной футуристической культуры — литературы и искусства Афрофутуризма, философской прозы Резы Негарестани и др.

Историк Светлана Голубкина «От колониального героя к колониальному злодею: Сесил Родс в западной литературе и кинематографе»
В плеяде наиболее знаменитых имен, связанных с историей Британской империи, особое место занимает «алмазный конкистадор» Сесил Родс. Его образ, пожалуй, мог бы стать такой же иконической фигурой для западной колониальной политики и идеологии «бремени белого человека», каким является образ Че Гевары для идеологии революционной. В настоящем докладе автором анализируется, как изменялась оценка его наследия в течение XX века от резко положительной, агиографической традиции до резко негативной. Ставится задача проследить, какими новыми чертами обрастала легенда о нем с течением времени (обращая внимание и на логику перевода литературного текста в кинотекст) и каким был путь ее развенчания. Вектор этих изменений отразил трансформацию отношения к системе колониализма как такового и к результатам «цивилизаторской миссии» белого человека в Южной Африке в частности.

 

2014предыдущий месяцследующий месяц
Facebook
Вконтакте
Instagram
Twitter
Youtube – Видео лекций
Подписка на еженедельную рассылку
Нижний Новгород, Кремль, к. 6, Арсенал. +7 (831) 422 75 55  © Государственный центр современного искусcтва. Разработка [artinfo]. Дизайн [Андрея Великанова]