Бурлаки: между Европой и Азией

20.07 - 20.09.2014

Facebook Вконтакте Twitter pinterest google+

Программа: [Региональные]

Кураторы: [Неля Коржова], [Роман Коржов]

«Бурлаки: между Европой и Азией»
Специальный проект международной Ширяевской биеннале современного искусства
20 июля — 20 сентября 2014

 

Организаторы:
Министерство культуры Российской Федерации
Государственный Центр Современного Искусства, Приволжский филиал
Администрации городского округа Самара
Департамент культуры, туризма и молодежной политики
Самарский региональный общественный благотворительный фонд «Центр Современного Искусства»

При поддержке:
Депутата Государственной Думы А.Е.Хинштейна
Посольства Швеции в Москве
Шведского Грантового Комитета Искусств
Iaspis Международной Художественной Программы
Академии изобразительных искусств Умео / Университета Умео
Хора Евангелическо-Лютеранской общины Св. Георга
ЗАО «Финансовая компания Жигули»
Самарского Государственного Аэрокосмического Университета имени академика С.П.Королёва

Художники: Дмитрий Булныгин (Россия), Константин Аджер (Россия), Марина Фоменко (Россия), Владимир Потапов (Россия), Дмитрий Кадынцев (Россия), Дарья Емельянова(Россия), Елена Воробьева (Казахстан), Виктор Воробьев (Казахстан), Густав Хелберг (Швеция), Светлана Хегер, (Швеция), Денис Делвер (Швеция), Луиза Дегенер (Голландия), Дав Малдер (Голландия), Йонас Вестлунг (Швеция), Сергей Катран (Россия).

Кураторы:
Неля Коржова, Роман Коржов.

Международный проект «Бурлаки: между Европой и Азией», посвящен 170-летию со дня рождения великого русского живописца И.Е. Репина. Проект реализуется в формате творческой лаборатории в селе Ширяево и итоговой выставки в летнем выставочном павильоне на территории здания Фабрики-кухни в Самаре, уникального памятника конструктивизма 1932 года Е.Н. Максимовой.

В Ширяево планируется провести художественное исследование о влиянии творческих проектов, реализуемых в Ширяево, на мировоззрение жителей села на примере репинского пленера 1870 года, во время которого были созданы рисунки к картине «Бурлаки на Волге» и Ширяевской биеннале (1999 – 2013). Стратегическим методом лаборатории является неожиданное вторжение художников в повседневность.

Несмотря на полутора вековой разрыв, в идеях того репинского пленэра и «творческой лаборатории» Ширяевской биеннале много общего. В обоих случаях художники работают с метафизикой места и не только вдохновлены окружающим ландшафтом, но и ощущают силу его сопротивления. В итоге создаются работы социального, философского, критического характера с активным привлечением местных жителей.

Проект актуализирует проблематику произведения И. Е. Репина «Бурлаки на Волге» в международном контексте сегодняшнего дня.

Презентация проекта на территории Фабрики-кухни, позволяет подчеркнуть линию преемственности от критического реализма, через идеи авангарда до современного искусства.

20.07 – 25.08.14
МЕЖДУНАРОДНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ

/арт-исследование в Самаре и Ширяево, творческие встречи, создание произведений/
20 -28.07.14
арт-исследование в Ширяево,
Константин Аджер (Россия), Марина Фоменко (Россия)

1.08 с 18:00 часов
состоялось презентации проектов во дворе Фабрики-Кухни

Густав Хелберг /Швеция/- перформанс "Два племени"
/благодарим за поддержку проекта
Хор Евангелическо-Лютеранской общины Св. Георга
руководитель Тумановская Елена Александровна
участники: Андреянова Татьяна, Назарова Кира, Каштанова Елена, Созинова Вера, Больдт Нина, Кудрицкая Татьяна, Кривопалова Елена, Петровская Татьяна, Бородина Маргарита, Зотова Анна, Гааг Александр, Борисов Александр, Грабанов Владимир, Таланов Тимофей;
перевод : Сенаторов Андрей/
Светлана Хегер, /Швеция/ - инсталляция "Отель "УТОПИЯ""
Дав Малдер и Луиза Дегенер /Голландия/ - перформанс "Утопическая кухня" -
Йонас Вестлунг /Швеция/ - инсталляция "Все их портреты"
Денис Делвер /Швеция/ - инсталляция "То, что должно быть сказано"

С 2 по 6 августа
Творческая лаборатория в Ширяево в составе

Йонас Вестлунг /Швеция/ - Ширяево инсталляция "Все их портреты"

2 -6.08.14
арт-исследование , презентация произведений в Ширяево

Неля Коржова (Россия), Роман Коржов(Россия), Елена Богатырева (Россия), Дмитрий Булныгин (Россия), Луиз Моран (Франция) Густав Хелберг (Швеция), Светлана Хегер, (Швеция), Денис Делвер (Швеция), Луиза Дегенер (Голландия), Дав Малдер (Голландия), Йонас Вестлунг (Швеция).

5.08.14 - День рождения Ильи Репина
презентации интерактивных проектов на пристани Ширяево

Денис Делвер /Швеция/ - «Мой личный штат Ширяево»
Йонас Вестлунг /Швеция/ - « # Ширяево селфи»,
Дав Малдер и Луиза Дегенер /Голландия/ - «Земля Репина»

«Сегодняшний интерес художников современного искусства к творчеству Репина обусловлен его пристрастием к теме социального неравенства. Картина «Бурлаки на Волге», ставшая апофеозом предвестия классовой борьбы, заслуживает особого внимания, как феноменальный образец искусства, снискавший признание противоборствующих сторон. Так произведение активно использовалась в пропагандистских целях советской властью, невзирая на то, что великий князь Владимиром Александровичем купил его в 1873 году на всемирной выставке в Вене и повесил её в бильярдной комнате Владимирского дворца. Такое единство можно расценить как предвестие того, что по прошествии некоторого времени моральные и философские расхождения сторон окажутся ступенями единой системы рыночных отношений. В этой ситуации сравнение возможностей социальных маневров в эпоху капитализма, описываемой Репиным, и тотальное царство рынка сегодня, актуализируют зону притяжения этой работы.

С другой стороны, творческий метод спонтанного внедрения художника в социум еще более активизировался в настоящее время. Эта традиция, получившая наиболее широкое распространение в практике пленэров, освоила новые средства производства /сменив кисти на видео камеры и т. д./, сохранила уникальную возможность прямого контакта при выборе натуры и открытость к неожиданным поворотам событий. Двадцатишестилетний Илья Репин в 1870 году, путешествующий по Волге с сотоварищами в поисках натуры, остановился в Ширяево, где делал наброски к картине «Бурлаки на Волге». В своем дневнике он писал: «Первый же мой рисунок с группы детей на берегу окончился скандалом. Дети были довольны, получив по пятачку за свое смирное сидение, но сбежавшиеся матери пришли в ужас; они поколотили детей и заставили их бросить деньги, и только отпетые бурлаки соглашались позировать за полкварты». Возможно, это первичное сопротивление местных и пленило художника, совпало с самим духом места.

И наконец, безусловно, интересен момент самоидентификации художников через образы бурлаков. Кем бы были бурлаки сегодня? Фрилансерами? Лишними людьми? Бродягами, незнающими, куда себя применить? Или людьми со свободной энергией, по собственному решению образующие новые зоны применения?
Неля Коржова

5.09 – 20.09
ВЫСТАВКА «БУРЛАКИ: МЕЖДУ ЕВРОПОЙ И АЗИЕЙ»

5.09.14 в 18:00 в Самаре на Фабрике-Кухне состоится вернисаж международного проекта «Бурлаки: между Европой и Азией». Это событие открывает работу нового летнего павильона Фабрики-Кухни. Выставка представляет широкий спектр жанров от видео, перформансов и инсталляции, до фоторабот, живописи и графики. Объединяющим началом экспозиции выбран речной песок, покрывающий поверхность пола павильона, как символ общей платформы диалога художников Востока и Запада. Это погружение в контекст Волжских берегов, позволит и каждому зрителю лично пережить тактильный опыт бурлаков.

Выставка «Бурлаки: между Европой и Азией» представляет игру значений подлинного и утопического в видении мира, которое распространяется на исторические контексты – фабрики-кухни и села Ширяева, выступающих здесь временем и местом осуществления проекта современных художника, цель которого состоит и в формировании чувства причастности зрителя к русской культуре и истории через современный художественный процесс.

Ширяево является редким примером почти четырехсотлетней истории, своего собственного пути, когда маленькое селение не разрослось в масштаб города и не исчезло, а сохранило собственную величину. Ширяево считается «Меккой» художников на Волге, его коренные жители, потомки репинских бурлаков, являются тем самым подлинным «культурным ресурсом», который до сих пор является основой для создания произведений. При этом существует проблема включения жителей села Ширяева в постоянно расширяющийся культурный контекст. Хотя люди и признают пользу от «арт-постоя», видя как «культурный туризм», захлестнувший музей Репина, приносит доход, но такого рода события не могут тягаться в их понимании с близящимся закрытием известкового завода, умершего леспромхоза и когда-то цветущей колхозной фермы, с тем, что основное работоспособное население оказалось не у дел. С усмешкой смотрят они на сувенирно-хоровую индустрию нынешнего культпросвета и уклад жизни понаехавших новорусских хозяев, скупающих дома в округе.

Именно локальная идентичность жителей Ширяево оказалась в фокусе исследования художника Константина Аджера представляющего на выставке видео работу «Тяжесть», созданною по итогам беседы с жителями о картине, о бурлаках, о Репине, о их отношении к современному искусству.

Разговор о том, что воспринимается ширяевцами как культура, а что как украшательство, не связанное с реальностью, продолжила Марина Фоменко проектом «Беляна» представив зеркальный подиумом с объектом и видео. Беляны - это необыкновенные деревянные суда – лесосплавщики, ходившие по Волге в XIX – начале XX веков. Огромные и фантастические, они сплавлялись вниз по Волге и по прибытии полностью разбирались, все их составные части продавались. Созданную инсталляцию художник перевозит на Волжские берега, создавая связь между питерской и московской жизнью Репина и местом, вдохновившим его на написание «Бурлаков на Волге». Некоторым образом художник, перевозящий инсталляцию «Беляна» в Самару, выступает прообразом бурлака, тянущего беляну к месту назначения. «Удивительно, что эти огромные строения почти исчезли из памяти Волжан», - замечает автор.

Сергей Катран в инсталляции «Пойманная вода» «ловит на свет» памяти, раскинув рыбацкие сети с водой. Художник вылавливает из реки пространство воображаемого, собирает образчики речной воды как живые артефакты, надеясь, что «вода помнит времена, когда И.Е. Репин гостил на Волге, создавая эскизы будущего шедевра. Помнит вода и бурлаков, и баржи, и многое другое».

Владимир Потапов представил работу «Под давлением», где оригинальное изображение репинских бурлаков трансформируется при сжатии стеклами.

Наиболее радикально к вопросу о подлинности подошел Дмитрий Булныгин в проекте "Tag", о возможности экспроприации пространства при помощи подписи и ее контекста. В образе неизвестного стрит-художника, он появляется в Самаре с тэгом, точно имитирующим подпись Репина, но указывающим конкретный год, т.е. 2014. Репинские тэги появляются в разных местах города и окрестностях Ширяево. В этой работе Булныгин сталкивает вопрос о релевантности поведения стрит-артистов с имиджевой составляющей классика, подвергая проверке тезис о том, что «сегодня платят только за имя». На своем сайте автор сопровождает проект с подписью: «Использование подписи Ильи - оправдание моего вандализма». Лирическая ироничность Дмитрий Булныгина вскрывает конфликт между реальностью и видимостью, предъявляя подпись Репина как эквивалент вневременной ценности. На выставке представлена фото-документация проекта.

Интересный аспект проекта – возраст Ильи Ефимовича на момент создания «Бурлаков». Так фундаментально укоренился в общественном сознании его академический образ, что мало кто помнит, ему было всего 26 лет и Ширяевское турне было его преддипломной практикой. Возможно, именно с возрастом автора связано идеалистическое представление о простом народе, поскольку известно, что позже он изменил свое отношение к этому.

В «Бурлаках: между Европой и Азией» также участвуют молодые авторы. Мы пригласили в проект художников-ровесников Репина на момент создания «Бурлаков». Двадцатишестилетний Дмитрий Кадынцев и Дарья Емельянова из Самары представили живописный триптих с народно-индустриальным названием «Система "ниппель"». На картине изображен склон с голыми деревьями, отбрасывающими тени. Одинокие мужские фигуры прячутся среди стволов, используя их как туалеты. Они стоят спиной к зрителю, скрываясь от тех, кто смотрит на них с другой стороны холста. Возможно, это сегодняшние бурлаки, но они не смогли организоваться в артель и даже не пытаются.

В Система "ниппель"» авторы пытаются сопоставить «сущность отдельного человека и её адекватное воплощение в социальной действительности» с такими техногенными понятиями, как «очевидное приспособление, временное соединение, гениальная схема работы, элементарное устройство, простая задача, подручные средства…».

Светлана Хегер, профессор из Академии изобразительных искусств Умео /Швеция/, привлекла к проекту 4-х своих студентов (Луизу Дегенер, Дава Малдера, Дениса Делвера и Йонаса Вестлунга).
Луиза Дегенер и Дав Малдер из Голландии реализовали проект "Утопическая кухня".

Интерактивное перформативное действие с танцем, песнями, цитатами революционера Кропоткина и листовками о том, что «солидарность лежит в основе явления взаимопомощи и остается значимой даже в условиях, когда правительственный контроль, деятельность властей и бюрократической машины словно бы специально предназначены для стравливания людей между собой с целью подавления любых проявлений инициативы». Действо проходило во дворе Фабрики-кухни и фиксировалось на видео летающим аппаратом. Присутствующие оказались как бы накрыты прозрачным колпаком сверху. На выставке в летнем павильоне авторы представляют уникальные кадры этой съемки, соединяющей пласты времени от актуального искусства до конструктивизма. Зрители могут увидеть «здесь и сейчас» знаменитый «серп и молот».

Денис Делвер из Швеции также представил две работы, обращенные к индивидуальностям. Инсталляцию "То, что должно быть сказано", где зрителям предлагается взглянуть на мир через рамку окна с жалюзи. И интерактивное действие «Мой личный штат Ширяево» (как парафраз «Мой личный штат Айдахо» режиссера Гаса Ван Сента), где зрителям предлагается написать письмо самому художнику на открытке, которая будет получена ими через три года. Этот временной бумеранг Денис опробовал в юбилей Репина в Ширяево впервые. В этот же день, 5 августа 2014 года, остальные участники творческой лаборатории также приветствовали на ширяевской пристани приезжающих серией различных перформансов. Диалог со зрителем продолжил Йонас Вестлунг, предлагая всем желающим сделать «селфи» на фоне Репинского пейзажа. На выставке представлена анимированная последовательность кадров, под названием "Все их портреты", где художник иронично использует звуковую дорожку интернет-рекламы Арабских Скакунов, с голосовым приложением Google переводчика. Художник иронично сравнивает популярное движение «селфи», как популярный способ продвижения своих изображений в интернете, с традиционными фото, живописью или графикой.

Идея проекта инсталляции "Отель "УТОПИЯ" Светланы Хегер выводит зрителя в разные контексты осуществления одновременно утопической и реальной жизни художника – и в утопию фабрики-кухни, памятника русского конструктивизма, с её общепитовским проектом, и в утопию центра современного искусства с его посылом дать каждому художнику мастерскую, и в утопию пленэрного художника найти свой «отель», обрести художественный рай в «шалаше природы», и в утопию самой летней выставки во временном павильоне, возникшем из постиндустриальных руин очередного «потом», постсоветской экономической утопии. Одноименная табличка и красный коврик вначале были расположены на входной двери здания Фабрики-Кухни, но позже переехали во временный павильон, а возможно и двинутся дальше, следуя превратностям переплетений жизни и художественных течений.

Видео-документация перформанса Густава Хелберга /Швеция/ "Два племени", по итогам творческой лаборатории, исследует, где и как зарождается идея противостояния, когда происходит деление на «они» и «мы». Художника заинтересовала природа деления на группы. Он предложил двум хора петь один и тот же текст о доме, о праве на землю, о первенстве этого права. Зрителями демонстрируется абсурдность ситуации, в которой две одинаковых команды искусственно поставлены в ситуацию противостояния, драму, «где ведут войну герои, а гибнут хоры».

Елена и Виктор Воробьевы /Казахстан/представили проект проекта «Квадратушка» в котором соединили «передвижничество» и «черный квадрат». Пять графических листов иллюстрируют предполагаемый перформанс авторов: «Мы хотим пригласить жителей Ширяево (потомков репинских моделей) побыть в качестве бурлаков, помочь протащить по улицам села гигантский "черный квадрат" до музея Ильи Репина и оставить там, в качестве артефакта, символизирующего витиеватые связи в истории русского искусства».

Выставка работает:
ежедневно с 12:00 до 18:00, выходной –понедельник,

по адресу - Самара, Ново Садовая 149,
в летнем павильоне на территории Фабрики-кухни
ВХОД СВОБОДНЫЙ
контакты: korzhovanelya@gmail.com

 

Сайт Засекин-ТВ
Опубликовано: 29 июля 2014, 10:18
Искусство между Репиным и Фабрикой-кухней

В «Центр Э» на Засекин-ТВ в гости к Сергею Лейбграду пришли известные российские видеохудожники Дмитрий Булныгин и Марина Фоменко в сопровождении куратора международного фестиваля «Репин между Европой и Азией» Нелей Коржовой. О месте современного художника и его провокативных творениях в мире тотальной профанации, о произволе и неизбежности, о непосредственном восприятии и выстроенной стратегии около часа спорили в студии художники и стихотворец.

После беседы представлены две работы наших гостей:
- Марина Фоменко. "Достаточно белый", 2012 г. Инсталляция из мусора и видео для водоёма
- Дмитрий Булныгин. "Союз-11" (видео)
http://zasekin.ru/zasekintv/17982

Опубликовано: 04 августа 2014, 16:11
Гибель хоров и художественная провокация

В гости к Сергею Лейбграда в Центр Э на Засекин-ТВ пришёл шведский художник, акционист, перформансист и инсталлятор Густав Хелберг, не испугавшийся приехать в Самару, чтобы представить здесь свой спектакль-перформанс-ораторию "Два племени".
Вместе с Густавом засекинскую студию навестил и один из кураторов международного фестиваля "Репин между Европой и Азией" Роман Коржов.
http://zasekin.ru/zasekintv/18000

Опубликовано: 05 августа 2014, 14:07
Луиза Дегенер и Дав Малдер в гостях у Сергея Лейбграда

Голландские представители contemporary art не испугались приехать в Самару в траурные для Нидерландов дни после трагического инцидента с малазийским Боингом, сбитым над территорией, контролируемой "ополченцами Новороссии". Луиза Дегенер и Дав Малдер, ставшие участниками международного фестиваля "Бурлаки между Европой и Азией", сначала заглянули на Засекин-ТВ.
http://zasekin.ru/zasekintv/18015

Опубликовано: 11 августа 2014, 15:14
На границах сознания, искусства и языка

Шведские художники-визуалисты Светлана Хегер, Йонас Вестлунг и Денис Делвер отвечают на вопросы Сергея Лейбграда в "Центре Э" на Засекин-ТВ.
http://zasekin.ru/zasekintv/18079

Опубликовано: 15 августа 2014, 10:18
Независимые хроники независимого искусства

«Шведы и голландцы выступили в роли бурлаков»: 1 августа в 18 часов во дворе Фабрики-кухни в Самаре состоялись презентации проектов шведских и голландских художников в рамках проекта «БУРЛАКИ: МЕЖДУ ЕВРОПОЙ И АЗИЕЙ»:
- перформанс «Два племени» - Густав Хелберг /Швеция/
- перформанс «Утопическая кухня» - Луиза Дегенер /Голландия/, Дав Малдер /Голландия/
- инсталляция «Отель "УТОПИЯ» - Светлана Хегер, /Швеция/,
- инсталляция «Все их портреты» - Йонас Вестлунг /Швеция/,
- инсталляция «То, что должно быть сказано» - Денис Делвер /Швеция/.
Автор Олег Мельченков
http://zasekin.ru/zasekintv/18133

Московский Комсомолец
интервью
Неля Коржова: «Являются ли художники бурлаками?»

http://samara.mk.ru/articles/2014/08/19/nelya-korzhova-yavlyayutsya-li-khudozhniki-burlakami.html

 


Прикрепленные данные:
2014предыдущий месяцследующий месяц
Facebook
Вконтакте
Instagram
Twitter
Youtube – Видео лекций
Подписка на еженедельную рассылку
По итогам проекта «Бурлаки: между европой и азией»

Встреча

[Все события и проекты] 

 
Нижний Новгород, Кремль, к. 6, Арсенал. +7 (831) 422 75 55  © Государственный центр современного искусcтва. Разработка [artinfo]. Дизайн [Андрея Великанова]