Нестор Петрович идет к людям. Советский учитель истории в советском кино

Лекция

26.10.2013, 18:00-20:00 суббота

Facebook Вконтакте Twitter pinterest google+

Программа: [Образовательные]

НЕСТОР ПЕТРОВИЧ ИДЕТ К ЛЮДЯМ.
СОВЕТСКИЙ УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ В СОВЕТСКОМ КИНО
(лекция-постпринт журнала «Неприкосновенный Запас»)
Лекторы Кирилл Кобрин и Вадим Михайлин

26 октября 18:00, Арсенал

Советский теле(микро)сериал «Большая перемена» (1973) – история подающего надежды выпускника истфака, который вместо аспирантуры отправляется преподавать историю молодым (и не очень) пролетариям. Чему именно он их учит, какую роль играет, кто такие его «школьники», отчего эта школа выглядит столь странной, а незатейливый фильм – стопроцентно антисоветским?

Фильм снят по мотивам повести Георгия Садовникова «Иду к людям» (опубликована в 1962). Один из первых советских телесериалов, «Большая перемена» стала «культовым» произведением для людей, совершенно разных по социальному статусу и образовательному цензу, не говоря уже о политической благонадежности.

Массовый советский зритель распознал в фильме неотразимо притягательные элементы неведомого ему жанра: мыльной оперы. Задумчивый кухонный диссидент ‒ проблематизацию роли интеллигента в ситуации неизбежного кризиса ценностей. Из сегодняшнего дня, ретроспективно, мы видим в «Большой перемене» отчаянно веселую, постмодернистскую по сути игру с самыми основами советского мироощущения – и даже с основами отечественной культуры в ее прогрессистском и социально-прожектерском варианте.
В свежем 90 номере журнала «Неприкосновенный Запас» опубликована статья Вадима Михайлина и Галины Беляевой «Если не будете как дети: деконструкция “исторического” дискурса в фильме Алексея Коренева “Большая перемена”». Это уже второй текст этих авторов из цикла мини-исследований об образе советского учителя истории в советском кинематографе (первый опубликован в 85 выпуске НЗ). На лекции Вадим Михайлин и редактор журнала Кирилл Кобрин обсудят советское и антисоветское в «Большой перемене», дадут оценку педагогической деятельности Нестора Петровича и попытаются ответить на вопрос, отчего молодые советские пролетарии начала 1970-х одеты как герои «Китаянки» Годара.

СПРАВКА:
Кирилл Кобрин — историк, эссеист, прозаик и журналист.
Закончил исторический факультет Горьковского университета. Автор и соавтор более десятка книг прозы и эссеистики. Редактор журнала «Неприкосновенный запас». Колумнист портала Полит.ру. Активно публикуется в бумажной и электронной периодике.
Живет в Лондоне.
Вадим Михайлин – историк культуры, социальный антрополог, переводчик.
Закончил романо-германское отделение филфака Саратовского университета и аспирантуру МГУ. Кандидат филологических, доктор философских наук. Профессор СГУ. Автор более 150 научных работ по исторической и когнитивной антропологии, истории и теории культуры, литературы и кино. Директор АНО «Лаборатория исторической, социальной и культурной антропологии».

 


О ПРОЕКТЕ:
«КУЛЬТУРНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ: НИЖНИЙ НОВГОРОД. ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИЗДАТЕЛЬСТВА НЛО И КАФЕДРЫ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ В АРСЕНАЛЕ»

«Новое литературное обозрение» - наиболее авторитетное постсоветское издательство, специализирующееся на современном академическом гуманитарном знании и актуальной литературе: три журнала – НЛО, «Неприкосновенный Запас» и «Теория моды» - и более десятка книжных серий, от мемуаров и дневников до новейших теоретических исследований и сегодняшней поэзии.
Приволжский филиал ГЦСИ в Арсенале Нижегородского кремля – ведущая в городе и регионе институция, работающая с современным искусством и культурой, вокруг которой складывается сообщество интеллектуалов-исследований.

Гуманитарные исследования и современная литература - часть нынешнего контекста, важнейшим элементом которого является и contemporary art. Оттого контекст современного искусства - свой для современной гуманитарной науки и литературы - и наоборот.

Арсенал и «НЛО» объединяют свои усилия в работе над культурным контекстом Нижнего Новгорода. В течение осени 2013 - весны 2014-го в Арсенале будут выступать редакторы НЛО, «Неприкосновенного Запаса», «Теории моды», книжных серий издательства - и, конечно, авторы.

В их диалогах с аудиторией речь пойдет о главном - что такое «современное» применительно к искусству, литературе, науке? Из чего оно состоит? Как «модернизация» искусства и гуманитарного знания связана с модернизацией общественной, экономической и политической жизни всей страны? Наконец, какое место в этом занимает травматическая память о советском прошлом?
Не только теоретические рассуждения - но и интереснейшие исторические и культурные сюжеты, свежие книги и публикации.

ВХОД СВОБОДНЫЙ
АДРЕС: Арсенал, Нижегородский Кремль, корпус 6.
КОНТАКТЫ: тел. для справок (831) 423 57 41, тел. для прессы (831) 422 57 77
 

2014предыдущий месяцследующий месяц
Facebook
Вконтакте
Instagram
Twitter
Youtube – Видео лекций
Подписка на еженедельную рассылку
Нижний Новгород, Кремль, к. 6, Арсенал. +7 (831) 422 75 55  © Государственный центр современного искусcтва. Разработка [artinfo]. Дизайн [Андрея Великанова]