Ручная книга (Часть 2)

Выставка

13.08 - 12.09.2010

Facebook Вконтакте Twitter pinterest google+

Программа: [Коллекции]

В рамках: [Фестиваль коллекций современного искусства]

Площадка: Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник "Царицыно"

Кураторы: [Василий Власов], [Юрий Самодуров], [Виктор Лукин]

Участники: [Никита Алексеев], [Вагрич Бахчанян], [Михаил Бенсман], [Василий Власов], [Флавио Гарсандия], [Эдуард Гороховский], [Александр Джикия], [Георгий Кизевальтер], [Валерий Корчагин], [Николай Кращин], [Виктор Лукин], [Александра Лунякова], [Игорь Макаревич], [Алексей Мальцев], [Михаил Молочников], [Ры Никонова], [Валерий Орлов], [Петр Перевезенцев], [Д.А. Пригов], [Олег Прокофьев], [Александр Свирский], [Анатолий Семенов], [Наталья Синева], [Владимир Ситников], [Владимир Смоляр], [Александр Стройло], [Андрей Суздалев], [Юлия Табенская], [Анна Тагути], [Леонид Тишков], [Дмитрий Теселкин], [Алексей Трубецков], [Вера Хлебникова], [Константин Худяков], [Игорь Чацкин], [Родион Черниевский], [Эвелина Шац], [Игорь Шелковский], [Владимир Шишков], [Гюнель Юран], [Сергей Якунин], [Виктор Гоппе], [Юрий Гордон], [Олег Петренко], [Людмила Скрипкина], [Тамара Иванова], [Александр Лаврентьев], [Александр Ней], Татьяна Никитина, [Вера Сажина], [Александр Савельев], [Наталья Смолянская], [Леонид Соков], [Евгений Стрелков], [Ольга Хан]

Нет лучше в мире места, чем музей «Царицыно», чтобы показать взрослым и детям, приходящим полюбоваться царицынским парком и царицынскими дворцами, две выставки -- «Книга художника» и «Детская книга».
   «Книга художника» и «Детская книга»   - это прежде всего обращение авторов к собственным любимым детским историям и к другим детям и взрослым, для которых авторы-писатели и авторы-художники сочиняют, рисуют, издают, а иногда делают чем-то похожие на баженовские дворцы необычные «книги художника».
      Как бы ни поражали разнообразием форм, и как бы внешне не отличались «книги художника» от привычных, хорошо знакомых и с детства любимых зрителями книжек в переплетах, в основе всех экспонируемых на выставке работ лежит «идея книги». Без обращения художников к идее и образу книги, демонстрируемые на выставке работы просто не родились бы, вместо них возникла бы серия графических листов или скульптура, или что-то еще, а не книги художника, – это принцип их создания. Для «книги художника» не нужны (как правило) издательство, сотрудники и менеджеры, редактор и директор, книжные магазины, и т.д. и т.п., а нужен только один единственный человек – сам художник, его сердце, его руки, немного материалов и инструментов.
 Сегодня «книгой художника» занимается множество людей. Это такая область творчества, в которой многие современные художники интуитивно чувствуют себя столь же интимно, столь же свободно и так же защищены от тотальной агрессии окружающей среды, как чувствовали себя когда-то, в 1960–1980-е годы, те люди творческих профессий, которые со службы в госучреждениях сознательно уходили работать дворниками, сторожами, операторами котельных. Можно предположить, что расцвет книги художника, который мы сегодня наблюдаем, – это явление гуманистического «этажа» современной культуры, вызванное потребностью и самих художников, и зрителей, и самой культуры в «жанре-убежище». По афористичному и парадоксальному выражению одного из участников выставки, «книгой художника» художники защищаются «от агрессии современного искусства» и, добавим, агрессии современной жизни. Доля истины в этих словах есть: уже сама демонстрация выставок книг художника в каком-либо месте делает, как мы неоднократно замечали, атмосферу этого места гуманной и благородной.
   Возможность представить посетителям Музея «Царицыно» выставку «Книга художника» кажется нам особенно интересной и ценной тем, что сегодня в среде учащихся формируется отношение к не присутствующим в Интернете текстам (попросту говоря, книгам на бумажных носителях) почти как к артефактам «первобытной археологической культуры». В противоположность подобному отношению, выставка «Ручная книга» дает зрителям возможность увидеть и интуитивно почувствовать «материю книги» (ее образность, эстетику, конструкцию, вещественность) не как технически и морально устаревшего средства хранения и передачи информации, а как неиссякаемого источника и объекта эстетического наслаждения и интеллектуального интереса, «первоатома» космоса культуры. Авторские книги художников наглядно демонстрируют, что возможность держать их в руках, осязать их фактуру, разглядывать иллюстрации, любоваться построением и соотношением элементов на странице, особенностями шрифтов, текстурой бумаги, переплетом, ощущать запах печати не заменимы текстами на экране компьютера. Разница между словами: УДИВЛЕНИЕ необычно сделанной книгой и УВЛЕЧЕНИЕ хорошими изданиями книг – всего в несколько букв.
   В то же время в пространстве «Хлебного дома» экспонаты выставки «Ручная книга» как бы говорят зрителям: помните, что создавать что-то интересное и играть – это две стороны одной медали. Книга художника и баженовские дворцы – продукт игры воображения и мысли, созданные, не для утверждения власти, мощи, и повышения рейтинга власти, а потому, что это интересно их авторам. Потому баженовские дворцы и книги художника рождают у зрителей сходные мысли и чувства - о важности и самодостаточности творческого начала и бескорыстия как при создании книг, так и в архитектуре.
 Можно сказать, что «книга художника» по своему продолжает сегодня то, что делал и любил первый и главный автор Царицыно – великий русский архитектор Василий Иванович Баженов.

В экспозиции представлены уникальные книги-объекты, созданные известными современными художниками (см. выше), а также учениками школы №109 г. Москвы.

2014предыдущий месяцследующий месяц
Instagram
Facebook
Вконтакте
Instagram
Foursquare
Twitter
Теории и Практики
Youtube – Видео лекций
Подписка на еженедельную рассылку
Москва, ул. Зоологическая, 13. +7 (499) 254 06 74  © Государственный центр современного искусcтва. Разработка [artinfo]. Дизайн [Андрея Великанова]