КОНТЕКСТЫ ПЕРФОРМАТИВНОСТИ

Проект

09.02 - 13.12.2016

Facebook Вконтакте Twitter pinterest google+

Программа: [Теоретические исследования по культурной антропологии]

Площадка: Государственный центр современного искусства, Малый зал

В 2016 году мы открываем исследовательский проект «Контексты перформативности».

В данном случае мы сконцентрируемся не столько на практике, сколько на социологии и антропологии этого явления. Перформативность сегодня понимают как некую всеобщую процессуальность в искусстве или активизм в публичном пространстве. Данное понятие отсылает к любой форме необъектного искусства или социального поведения: в результате то, что в эпоху критики объектного искусства и перформативного поворота считалось прорывом к эмансипации, стало общим местом. Сегодняшнее применение слова «перформанс» не различает между методами и жанрами, произвольно объединяя разнородные исполнительские и активистские практики в театре, в современном танце, в contemporary art и социальном активизме. Интересно, что представители новейших течений в театре настаивают на незначительности такого разделения, они считают, что нет никакой разницы между перформансом и новейшими театральными практиками. Например, Флориан Мальцахер или Матиас Лилиенталь, полагают, что есть просто некое общее пространство культурно-политической активности и радикальное художественное поведение. Современное искусство, в свою очередь, отказывается интегрировать такие практики на своей территории. При этом исследования онтологии перформативности (Деррида, Делез, Долар, Дидрихсен), так же как и различные методологии исполнения, демонстрируют антропологический разрыв между различными модусами перформативности. Такое неразличение ведет к ложным упованиям на демократическую эффективность творчества.

Кроме классических работ посвященных методологии театра XX века (Чехов, Станиславский, Мейерхольд, Брехт, Арто, Гротовский) и теорий постдраматического театра (Ханс-Тис Леман, Э. Фишер-Лихте, Р. Шехнер, А. Липеки) в программе особое внимание будет уделено философским теориям перформативности, свершения и несвершения, которые радикальным образом разделили этику художественного опыта на чувственные и концептуальные (миметические и постмиметические) практики соответственно. Среди таких теорий работы об актуализации и действовании Ж. Делеза, Ф. Гваттари, Ч.С. Пирса, Ж. Деррида, Ф. Лаку-Лабарта, Мл. Долара, В. Подороги, Дж. Батлер.

В наших исследовательских лекциях и семинарах выступят Рози Брайдотти (Голландия, Утрехт), Флориан Мальцахер (Германия, Берлин), Георг Шольхаммер (Австрия, Вена), Кети Чухров, Младен Долар (Словения, Любляна), Марина Давыдова, Борис Юхананов, Дидрих Дидрихсен (Берлин, Вена), Александр Писарев и др.

В рамках проекта будут исследованы и представлены такие темы как «Роль события в искусстве», «Этика свершения и невыразимое», «Критика мимесиса и репрезентации», «Постгуманизм и постдраматизм», «Повторение в перформансе и театре», «Критика отражения в политическом театре», «Перформативный поворот как проблема института», «Катарсис и современность», «Театр режиссера vs театр актера», «Онтология голоса» и другие.

Мы хотели бы привлечь всех, кто интересуется философией, театром, современным искусством и социальным активизмом. Вместе мы попытаемся понять, возможно ли в условиях глобализованной современности работать с такими феноменами как событие и объективная реальность.

Проект «Контексты перформативности» предполагает четкое разделение исполнительских практик (театра, музыки), концептуальных перформансных практик современного искусства и перформативной активности в широком смысле – так как она реализуется в новейших опытах современного социально-артистического активизма (например в проектах Матиаса Лилиенталь, Флориана Мальцахера).

2014предыдущий месяцследующий месяц
Facebook
Вконтакте
Instagram
Foursquare
Twitter
Теории и Практики
Youtube – Видео лекций
Подписка на еженедельную рассылку
[Все события и проекты] 

 
Москва, ул. Зоологическая, 13. +7 (499) 254 06 74  © Государственный центр современного искусcтва. Разработка [artinfo]. Дизайн [Андрея Великанова]