Искусство места / Art On Site

Выставка

27.09 - 25.10.2009, 00:00-18:00

Facebook Вконтакте Twitter pinterest google+

Программа: [Сотрудничество]

Площадка: Государственный центр современного искусства, выставочный зал

Куратор: [Ирина Горлова]

Участники: [Галина Мызникова, Сергей Проворов Группа "Провмыза" ], [Виа Левандовски], [Олег Блябляс], [Вадим Захаров], [Агнесс Мейер-Брандис], [Андрей Рудьев], [Клаудиа Шмаке], [Роберт Шейпнер], [(Ольга Иноземцева, Алексей Корзухин, Владислав Булатов, Наталия Грехова) Группа "Куда бегут собаки"], [Корбиниан Бём и Михаэль Грубер ЭМПФАНГСХАЛЛЕ -]

Партнеры: Европейский союз. Представительство Европейской комиссии в России, Немецкий культурный центр им. Гёте в Москве

Проект стал результатом творческого сотрудничества кураторов из пяти городов России и немецких художников Беньямина Бергмана, Виа Левандовски, Агнес Майер-Брандис, Клаудии Шмаке, Роберта Шайпнера и группы «Эмпфангсхалле».

Кураторы проекта: Евгения Вдовиченко (Нижний Новгород), Карина Караева (Москва), Анна Матвеева (Санкт-Петербург), Алиса Прудникова(Екатеринбург), Ирина Чеснокова (Калининград)

 

Стартовавший в апреле 2008 г. международный художественный проект «Art on Site | Искусство места» был реализован в пяти российских городах – Екатеринбурге, Калининграде, Москве, Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге. В рамках проекта художники из Германии создали новые работы, отправной точкой которых стало погружение в новую для них городскую среду.

Выбор участников был осуществлен группой кураторов из филиалов ГЦСИ: Алисой Прудниковой, Ириной Чесноковой, Кариной Караевой, Евгенией Вдовиченко, Анной Матвеевой – и координатором программы Ириной Горловой в ходе их поездки в Германию и консультаций с немецкими экспертами в области актуального искусства. Осенью-зимой 2008 г. были организованы художественные резиденции приглашенных художников, которые прибыли в Россию для знакомства с принимающим их городом, его жителями и культурной средой. После осмысления исторических и современных культурных особенностей городов и в сотрудничестве с кураторами гости из Германии реализовали проекты, отразившие специфику конкретного места. Созданные произведения были представлены в каждом принимающем городе весной-летом 2009 г.

«Art on Site | Искусство места» завершается в сентябре-октябре 2009 г. объединенной выставкой и симпозиумом в Москве. К итоговой осенней презентации публикуется каталог, включающий собранную в ходе проекта документацию и обобщающие теоретические статьи кураторов и художников.

Выставка в Москве представляет в одном пространстве все реализованные произведения, среди которых – масштабные инсталляции, объекты, видеопроекции, фотографии и «самое большое в мире» панно из янтаря. Помимо немецких авторов к участию в финальной выставке приглашены русские художники - постоянные резиденты городов, в которых проект был реализован.

Ирина Горлова, куратор выставки:

Что же могли вынести из кратковременного путешествия эти граждане мира, привыкшие работать в Европе с ее развитой инфраструктурой и отсутствием проблем – общежития, транспорта, коммуникации? В России их удивило многое - небрежение к правилам жизни и собственной культуре, особенное ощущение времени и понятия прекрасного, сосуществование научного и бытового прагматизма и веры в чудеса. Результатом удивления и постепенного проникновения стали произведения, посвященные каждому из городов-участников.

Не оправдалось лишь одно ожидание кураторов – ввести гостей из Германии в местную художественную среду, познакомить их со своими художниками, подвигнуть на соавторство. Размышляя о выставке в Москве, руководители проекта задумались, насколько полной будет картина России, отраженная в произведениях немцев. И решили пригласить к участию незамеченных гостями

постоянных резидентов – художников, для которых Москва и Петербург, Екатеринбург и Нижний Новгород, а также город эмигрантов – Калининград-Кенигсберг являются основным местом жизни и творчества.

Удивительным образом в представленных произведениях русских авторов были обнаружены совпадения и переклички с взглядом извне.

МОСКВА.

Виа Левандовски, оказавшись в Москве, сосредоточился на ушедшей культуре сталинских времен. Останки «великой эпохи» обратились в стройный ряд обгорелых постаментов и надпись «Как жаль». Вадим Захаров, последние двадцать лет делящий дом между Москвой и немецким городом Кельном, замораживает еще более старую культуру, растворенную в водах Москвы-реки. Библиотека, найденная в Москворечье, существует на полках шкафа-холодильника в виде книг собраний сочинений Пушкина и Толстого, Достоевского и Чехова. Эти знаки культуры, изъятые из хранилища, тают в руках зрителя и испаряются, питая воздух, которым дышит Москва.

НИЖНИЙ НОВГОРОД.

Напоминая о неизбежном сосуществовании созидания и разрушения, Клаудиа Шмаке воплотила свои ощущения от Нижнего Новгорода в круглом озере, воды которого, насыщенные металлической пылью, проливаются скупыми каплями на древнюю архитектуру. Жители города, пропитанного водой, вобравшей в себя продукты отходов промышленности, бодро позируют на фоне мелькающих пейзажей Нижнего, облачившись в униформу, привезенную в чемодане из Германии – белоснежное пальто Роберта Шайпнера. А нижегородские художники, соединившие свои фамилии будто в промышленную формулу – Провмыза, растворили это белое в смеси с пылью Шмаке и героями Шайпнера в бесконечных пространствах протяженных пейзажей.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ.

Белым окрашен и город, «построенный Петром», погрузившийся в марево летней ночи, сконструированной Андреем Рудьевым из останков былого и коммунального быта, до сих пор характерного для культурной столицы России. Белесому безмолвию сопротивляются Иерихонские трубы Беньямина Бергмана, впитавшие рев мотора умирающего автомобиля.

КАЛИНИНГРАД.

Для дуэта Эмпфангсхалле, не вдохновившегося историей бывшей столицей Восточной Пруссии, историей оставленной родины, домов-призраков, заселенных мигрантами из разных точек России, одним из символов Калининграда стал тоже автомобиль. В городе, потерявшем былое лицо и не достроившем новое, художники отметили желание местных жителей быть прекрасными. В результате возник конкурс красоты, в котором соревновались девушки и машины на фоне называемого в народе «монстром» необитаемого Дома Советов, торчащего посреди бетонного пустыря как знак нереализованного могущества. Победителей увековечили в «самом большом в мире» янтарном панно. За год до пребывания немецких гостей свой «янтарный проект» создал и переехавший в Калининград уральский художник Олег Блябляс. Запечатлев город сквозь янтарную линзу, надетую на объектив фотокамеры, он растворил настоящее в мареве золотого света, сделав его похожим на утраченное прошлое.

ЕКАТЕРИНБУРГ.

В отличие от недавно ставшего русским Кенигсберга, Урал – срединная земля России, «медная гора», скрывающая полезные ископаемые, охраняемые невидимыми глазу обитателями. Агнес Майер-Брандис – неутомимая исследовательница земных недр и небесных явлений, вызвала в Екатеринбурге падение метеорита, обнаружившего родственные связи с местной горной породой и жизнь, напоминающую старинные сказы. Необычайные свойства уральского края питают искусство и художников екатеринбургской группы «Куда бегут собаки», изобретателей чудесных механизмов, с помощью которых они получают волшебную воду и пропускают молнию сквозь желе. «Живое», бегающее за зрителем зеркало стало общей метафорой выставки. Искусство, стремящееся вернуть себе свойство отражения, оказывается растерянным перед многообразием и мобильностью мира. Выставка «Искусство места» демонстрирует не столько реальность, сколько «ощущения», в которых, согласно известной марксистко-ленинской формуле, она нам дана. Материя, пропущенная сквозь призму художественного видения, распадается на молекулы, образующие новую картину, в которой нет, и не может быть объективности. От этого она, пожалуй, только выигрывает.

 

 

Проект осуществляется при поддержке Европейского Союза

2014предыдущий месяцследующий месяц
Instagram
Facebook
Вконтакте
Instagram
Foursquare
Twitter
Теории и Практики
Youtube – Видео лекций
Подписка на еженедельную рассылку
Москва, ул. Зоологическая, 13. +7 (499) 254 06 74  © Государственный центр современного искусcтва. Разработка [artinfo]. Дизайн [Андрея Великанова]