ПРОСТРАНСТВО LUCIDA

Выставка

31.01 - 16.03.2014

Facebook Вконтакте Twitter pinterest google+

Площадка: Государственный центр современного искусства, выставочный зал

 

Gabey Tjon a Tham. ))))) repetition at my distance, 2012

[Посетителям]

Государственный центр современного искусства (ГЦСИ), Международный фестиваль «TodaysArt» и Объединение «Выставочные залы Москвы» представляют выставку «Пространство LUCIDA», посвящённую феномену света в современном искусстве.

Проект, который открывает ГЦСИ – это первый в Москве масштабный проект, посвящённый свету: «мастера света» из России, Австрии, Голландии, Германии, США и Франции представят свои работы в «Пространстве LUCIDA»: в выставочном зале ГЦСИ и на Мансарде Дома Поленова. Художники-участники выставки обращаются к свету как к определяющему моменту своих художественных исканий, превращая его в неповторимый творческий инструмент. Каждый из авторов вступает с ним в диалог по-своему: через звук и цвет, через видео и цифровые технологии, через стратегии кино, живописи, фотографии, инсталляции.

В центре экспозиции – масштабная инсталляция Endless (Бесконечный) российско-немецкого дуэта molitor&kuzmin: люминесцентные лампы, выложенные по кругу, представляют собой метафору лучей света. По замыслу авторов движение вокруг инсталляции – это аллюзия на ритуальные шествия наших предков вокруг костра: таким образом они устанавливали связь с бесконечной вселенной и нескончаемым круговоротом времени.

Инсталляция Габи Тйон а Там «))))) repetition at my distance» полностью создана на основе новых технологий: она состоит из 16 вибрирующих люминесцентных проводов ярко-голубого цвета. Их движение создаёт иллюзию присутствия живой материи.

Принцип действия инсталляции немецкого художника Андреаса М. Кауфманна «Маленькая машина истории искусств» заложен в особенностях взаимодействия световой проекции с пространством. Проецируемое изображение – рука творящего Бога из знаменитой росписи Сикстинской Капеллы художника Микеланджело – движется по круговой оси, перемещаясь по залу, и превращается из размытого в отчетливое. Взаимодействуя с окружающими предметами, работа приобретает новые значения и смыслы.

Проект «Пространство LUCIDA» сопровождается широкой образовательной программой: в рамках выставки в ГЦСИ будут организованы лекции признанных экспертов в сфере визуального искусства о формах использования света в медиа и моде, в дизайне, архитектуре и городской среде.

В рамках параллельной программы в ГЦСИ пройдут показы экспериментов со светом в области кино, среди них работы Джона Кейджа «One 11 with 103», «Инструкция для световой и звуковой машины» Петера Черкасски и «La Legende d’Eer (Политоп)» Яниса Ксенакиса.

Выставка пройдет на четырех площадках: в Государственном центре современного искусства (31 января – 16 марта) и на площадках Объединения «Выставочные Залы Москвы» - «На Каширке» (14 февраля – 9 марта), «Галерея Беляево» (27 февраля – 23 марта) и «Пересветов переулок» (6 – 30 марта). В пространствах Объединения «Выставочные Залы Москвы» кураторы разовьют разнообразные направления «искусства света», собранные в одном пространстве в ГЦСИ. Зал «На Каширке» продемонстрирует феномен света в медийных формах – кинематографе, фотографии и концептуальных объектах. Экспозиция в зале «Пересветов переулок» будет посвящена проблеме эволюции трактовки феномена света в искусстве: от живописи к новым медиа. В зале «Галерея Беляево» экспозиция выстроится вокруг идеи Казимира Малевича о смене природных световых парадигм на технологические, где искусственный свет начинает доминировать над естественным.

 

 

Из вступительного слова к каталогу выставки «Пространство LUCIDA»:

Свет в январе
Свет — особая субстанция, производящая сильное воздействие на человека, на зрителя, созерцающего свет. Можно говорить о свете как о трансцендентной субстанции. Но даже в рамках эстетического восприятия свет, безусловно, имеет огромное значение для искусства.
Одно из сильных эстетических впечатлений моего детства — новогодняя ёлка, украшенная настоящими восковыми свечками. Я понимаю, что память удержала это впечатление и благодаря небольшому пожару, возникшему от этих свечек, но само впечатление не от пожара, а от восхитительного свечения.
Это воспоминание — прелюдия к пунктиру личных впечатлений, уже непосредственно связанных с искусством: Куинджи (это ещё извне — из школьных экскурсий в Третьяковку), Фальк, импрессионисты, Рембрандт, Жорж Руо, Одилон Редон, византийская мозаика, эксперименты А. Скрябина, футуристы, Михаил Ларионов, Мохой-Надь, исследования Георгия Гидони…
Обращаясь к истории искусства, эту спутанную цепочку легко дополнить и выправить. Однако в связи с настоящей выставкой важнее контекст современного искусства. Его выдающиеся мастера Дэн Флавин, Франсуа Мореле, Кристиан Болтанский, Дэни Караван, Кеичи Танака, Кейт Сонье, Джеймс Таррелл и другие по‑разному обращаются к свету как к определяющему моменту своих художественных стратегий. Для описания этих феноменов арт-критика создаёт специальную терминологию — light painting, light sculpture, luminous kinetic pictures, lumino-ambienta, laser painting, light graffiti, Light Art — пока не очень привившуюся в российской профессиональной лексике.
В определённой степени современное искусство в своём «световом сегменте» было инспирировано технологиями ХХ века, архитектурой, урбанистикой и теперь рискует быть ими же поглощено, что можно видеть не только в Нью-Йорке, Лондоне, Токио, Шанхае, но и в Москве, где и проходит настоящая выставка. Жажда зрелища, шоу, коммерциализация культуры — не лучшая атмосфера для искусства. Но в то же время мой девятилетний сын учится создавать световые граффити в Детских студиях при Государственном центре современного искусства, организовавшего выставку «Пространство Lucida». Искусство живо и будет жить, сложно и интересно, чему и посвящена выставка.

Леонид Бажанов,
художественный руководитель ГЦСИ

 

Проект также будет представлен на площадках Объединения "Выставочные залы Москвы":
14 февраля – 9 марта, Выставочный зал «На Каширке»
27 февраля – 23 марта, Выставочный зал «Галерея Беляево»
6 марта – 30 марта, Выставочный зал «Пересветов переулок»

 

Организаторы Государственный центр современного искусства (ГЦСИ), Международный фестиваль «TodaysArt» (Голландия, Гаага)
Соорганизатор Объединение «Выставочные залы Москвы»
Партнёры Гёте-Институт в Москве, Посольство Королевства Нидерландов
Спонсор Фонд Мондриана
При поддержке Новое Искусство

Кураторы Виталий Пацюков (ГЦСИ), Олоф ван Винден (TodaysArt)
Художники Татьяна Баданина, Эрик Булатов, Алексей Дьяков, Сергей Загний, Роман Инкелес, Франциско Инфанте, Илья Кабаков, Сергей Катран, Анна Колейчук, Вячеслав Колейчук, Татьяна и Сергей Костриковы, Олег Кошелец, Максим Ксута, Александр Лысов, Антон Ольшванг, Александр Панкин, Александр Петтай, Владимир Потапов, Михаил Рошняк, Владимир Смоляр, Владимир Тарасов, Леонид Тишков, Алла Урбан, Марина Черникова, Сергей Шутов, Мария Якунина; Московская Школа фотографии и мультимедиа им. А. Родченко (Россия), molitor&kuzmin (Урсула Молитор/Германия, Владимир Кузьмин/Россия), Андреас М. Кауфманн (Германия), Маришка де Гроот, Маттайс Мюнник, Габи Тион А Там (Голландия), Петер Черкасски (Австрия), Анук де Клерк (Бельгия), Янис Ксенакис (Франция), Джон Кейдж (США)

 

  Организаторы

 

2014предыдущий месяцследующий месяц
Facebook
Вконтакте
Instagram
Foursquare
Twitter
Теории и Практики
Youtube – Видео лекций
Подписка на еженедельную рассылку
Москва, ул. Зоологическая, 13. +7 (499) 254 06 74  © Государственный центр современного искусcтва. Разработка [artinfo]. Дизайн [Андрея Великанова]