Диалог с техногенной реальностью

Выставочный проект

12.05 - 21.05.2013

Facebook Вконтакте Twitter pinterest google+

Программа: [Контекст визуального]

Кураторы: [Алия Бердигалиева], [Виталий Пацюков]

Координатор: [Мария Пунина]

Участники: [Леонид Тишков], [Владимир Тарасов], [Анна Ермолаева], [Марина Черникова], [Владислав Ефимов], [Владимир Мартынов], [Аристарх Чернышев], [Дзига Вертов], Фернан Леже, [Дадли Мерфи], [Михаил Цехановский], [Борис Юрцев], [ AES+F], [Максим Ксута], [Александр Зайцев], [Владимир Логутов], [арт-группа «Социальная адаптация»]

AES+F «ALLEGORIA SACRA», 2011-2012, одноканальное видео, 39’43’’

 

В рамках III фестиваля «Улица как музей, музей как улица»

Организаторы: Приволжский филиал Государственного центра современного искусства, Самарский региональный общественный благотворительный фонд «Центр современного искусства», галерея «АРТ-ЦЕНТР» ООО «САМАРА-ЦЕНТР»

При поддержке: «RUSS OUTDOOR», галерея "ВИКТОРИЯ", Государственный центральный музей кино, XL Галерея, Триумф Галерея, ГБУК СО «Самарский областной художественный музей»

Открытие 11 мая, суббота, 19.00

Место: Самара Арт-Центр (г. Самара, ул. Мичурина, 90, литера «Ы»)
Контакты: samara-center.ru/artcenter, 8 (846) 212-03-80, 8 (927) 604-33-05

Выставочный проект, построенный на редких киноматериалах 1930-х годов и на работах ведущих современных художников, ставит вопросы о взаимоотношениях человека с техногенной реальностью, о возможности самоидентификации через технику и производство. Сегодня отношение человека к технологиям – потребительское. Возможно, именно из-за отсутствия непосредственного контакта с машинами производства человек постиндустриальной эпохи теряет позитивное отношение не только к продуктам производства, но и к собственной жизни, которая больше ему не подвластна, подобно тому, как оказались не подвластными машины и технологии. [Подробнее]

 

 

При поддержке:

                    

 

 

   

Фернан Леже, Дадли Мерфи «Механический балет»,                      Марина Черникова «Urban Surfing II b/w», 2007, видео, 3’20’’
Франция, 1924, кинофильм, 16’00”

   

Дзига Вертов «Человек с киноаппаратом», CCСР, 1929, 60’07’’

   

Анна Ермолаева «Curvaceous», 2002, видео, 2’33’’

Владислав Ефимов, Арситарх Чернышев «Черный пахарь», 2002, видео

Борис Юрцев «Изящная жизнь», СССР, 1932, 60’04’’

Леонид Тишков, «Заброшенные утопии. Коньковый завод», 2012, инсталляция

Максим Ксута "Бесконечный лес", 2012. Full HD, 14'45 Видео

 

Подробнее о выставке:

 

«мы будем воспевать дрожь и ночной жар арсеналов и верфей, освещенных электрическими лунами; жадные железнодорожные вокзалы, поглощающие змей, разодетых в перья из дыма; фабрики, подвешенные к облакам кривыми струями дыма; мосты, подобно гигантским гимнастам, оседлавшие реки и сверкающие на солнце блеском ножей; пытливые пароходы, пытающиеся проникнуть за горизонт; неутомимые паровозы, чьи колеса стучат по рельсам, словно подковы огромных стальных лошадей, обузданных трубами; и стройное звено самолетов, чьи пропеллеры, словно транспаранты, шелестят на ветру и, как восторженные зрители, шумом выражают свое одобрение»
Манифест футуризма

Воспетая футуристами реальность будущего сегодня стала настоящим и приобрела тотальность своего существования. Искусственность этой действительности ставит перед человеком каждодневный вызов, а техногенная реальность требует постоянного диалога, непрестанного взаимодействия с новой инструментальностью. Технологии оказываются не только чем-то внешним по отношению к человеку, но вся социальная и даже личная жизнь несет на себе отпечаток процессов, начавшихся в период взлета индустриализма.

Выставочный проект «Диалог с техногенной реальностью» ставит актуальные вопросы взаимоотношения человека, его антропологии, его гуманистических идеалов с феноменальностью вторичной «реальности», с ее, порой, обезличенными формами, функциями и социальным контекстом. Художники проекта прослеживают эволюцию этого диалога, начиная с 30-х годов ХХ века до наших дней, остроту его драматургии, предлагая новые возможности адаптации и согласия.

Фильмы Бориса Юрцева «Изящная жизнь» и Александра Мачерета «Дела и люди» отражают чувство сопричастности человеческой личности индустриальному производству, повествуют о возможности формирования через машину собственной жизни и личного счастья. Проект Леонида Тишкова «Заброшенные утопии: Коньковый завод» рассказывает о людях, посвятивших всю жизнь заводу, а с его разрушением потерявших не утопию, но полноценную реальность, смысл собственного существования.

Техника и машина, их непрерывный диалог в современной культуре превращаются в объект эстетического переживания - в фильме Михаила Цехановского «Пасифик 231» образность движения локомотива, ее ритм и энергия рождают связь с звуковой и визуальной органикой оркестра. Эта связь, но уже в своей ностальгической феноменальности представлена в инсталляции музыканта и художника Владимира Тарасова. В своем триптихе Владимир Тарасов выявляет естественные формы звучания реальности, соединяя в уникальную целостность шум падающей воды и джазовую акустику.

Представленные на выставке работы современных художников раскрывают различные отношения человека и техники. Машина может выйти из-под контроля и рождать чувство угрозы, наполняясь агрессией, как это представлено в видео Владислава Ефимова и Аристарха Чернышева «Черный пахарь», или давать ощущение безопасности и комфорта, как в инсталляции Романа Коржова «Только для персонала».

В экспозицию вошли произведения ведущих современных авторов, повествующих о месте человека в технологической вселенной. Группа AES+F моделируя легендарную картину Джованни Беллини «Священная аллегория», выступает с эпической видео картиной «ALLEGORIA SACRA». В данном проекте группы современный аэропорт проявляется как агрегат, фабрика, центр грандиозного производства культуры.

Существование окружающей нас реальности как особой техногенной зоны, ее игровых состояний как движений коллажных форм убедительно демонстрируется в работе Марины Черниковой «URBAN SURFING II B/W». Мультимедийная композиция Черниковой органично рифмуется с визуальными комментариями Анны Ермолаевой о взаимоотношениях автомобиля и его владельца в критических ситуациях, в которых оказывается человек в пространстве катастрофы. Кульминация взимоотношений телесности человека и технологичности машины переведена художницей в формат видеорепрезентации, способной в результате наезда игрушечного автомобиля на видеокамеру передать трагедийный масштаб автокатастрофы.

Визуально-акустическая инсталляция Максима Ксуты превращает зрителя в участника произведения, возвращая его в детство, в иллюзорный мир природы, в его тотальную имитацию цифровыми технологиями. «Бесконечный лес» Максима Ксуты приближающийся к нам в обратной перспективе, постепенно обступает зрителя. Наполненный звуками и шорохами лес, в реальности оказывается миражом, вторичной техногенной зоной, в которой человек порой чувствует себя комфортней - таким образом уже не цифра становится аналогом, но сама природа следует за цифровыми технологиями.

Представленные в проекте объекты самарских художников создают особый вектор всей экспозиции, направляя его основные смыслы в предельную ситуацию, превращая ее в со-бытие. Вещественность, тактильность артефактов, как, например, в работе Владимира Логутова, смягчает «жесткие контуры» новых технологий, гуманизируют вторичную реальность, наполняя ее пространственные координаты универсальными человеческими ценностями.

Хрупкость органичной природы человеческого существа постоянно подвергается воздействиям окружающей среды, ставшей сегодня тотально технологичной. Метафорическим выражением внедрения искусственного мира в мир природы, в непосредственность человеческого естества становится иронический объект «Челябинский метеорит» группы «Социальная адаптация». Инсталляция Нели и Романа Коржовых из кальки, традиционно используемой для чертежей, с которых начинается любое строительство, здесь поддерживает фундаментальную конструкцию завода, и, несмотря на свою хрупкость, оказывается несущей конструкцией - подобно тому как нематериальный мир идей выступает основой цивилизации и культуры.

Противопоставление новой реальности технологий и старого мира органики прослеживается в работе Александра Зайцева. Основой выступает традиционный холст, на который нанесено сгенерированное на компьютере 3D изображение, имитирующее пространственность и многомерность. Работа отсылает к традиции анализа живописной картины в искусстве ХХ века, к высказываниям об утрате органичности живописи и прихода новых форм искусства.

Сегодняшняя реальность пронизана технологическими энергиями и наполнена техногенной вещественностью. Ее образность подчиняется новой инструментальности, в которой естественное природное начало неумолимо вытесняется, скрываясь в глубинных слоях постоянно изменяющегося пространства. Эту фазу цивилизации культура переживает достаточно драматично, но вместе с тем стремится сохранить в любой ее точке гармоню.

Выставка «Диалог с техногенной реальностью» представляет зрителю художественные свидетельства этой гармонии, равновесия личности с окружающим миром, с искусственностью и интегральностью глобальной реальности, в которой находится современный человек.

2014предыдущий месяцследующий месяц
Instagram
Facebook
Вконтакте
Instagram
Foursquare
Twitter
Теории и Практики
Youtube – Видео лекций
Подписка на еженедельную рассылку
Москва, ул. Зоологическая, 13. +7 (499) 254 06 74  © Государственный центр современного искусcтва. Разработка [artinfo]. Дизайн [Андрея Великанова]