За железным занавесом. Официальное и независимое искусство в Советском Союзе и Польше 1945–1989

Выставка

22.08 - 08.10.2012

Facebook Вконтакте Twitter pinterest google+

Программа: [Коллекции]

В рамках: [VI ФЕСТИВАЛЬ КОЛЛЕКЦИЙ СОВРЕМЕНННОГО ИСКУССТВА]

Площадка: Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства (Делегатская, 3)

Кураторы: [Петр Новицкий], [Сармен Бегларян], [Сильвия Шиманяк]

Партнеры: Национальный музей в Гданьске, Институт Адама Мицкевича, г. Варшава

Эдуард Гороховский. Ленин - Сталин, 1989. Коллекция Петра Новицкого

Произведения из коллекции Петра Новицкого

Соорганизаторы:
Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства,
Фонд польского современного искусства (Варшава, Польша)

Открытие 21 августа, 18.00

Работы художников: А.Алексеев, М.Аникушин, К.Березницкий, Х.Берлеви, М.Бирштейн, Б.Бич, М.Богуш, А.Бородин, Т.Борута, А.Брусиловский, Э.Булатов, М.Булгакова, К.Ваховяк, Н.Вечтомов, Р.Винярский, М.Волкова, Д.Врубель, А.Джикия, С.Геровский, Э.Гороховский, С.Давский, Я.Добковский, Т.Доминик, Н.Ерохин, А.Жигалов, Б.Жутовский, Е.Зевин, Зелиньский (Юрры), Е.Зернова, Ф. Инфантэ-Арана, И.Кабаков, Т.Кантор, К.Кобро, А.Кравченко, Д.Краснопевцев, Я.Краупе-Свидерская, А.Леница, Л.Мастеркова, Х.Мусялович, Э.Неизвестный, В.Некрасов, В.Немухин, Е.Новосельский, И.Огурцов, Р.Опалка, Р.Отремба, Е.Панек, Т.Понговская, Л.Рабичев, Э.Розенштейн, Л.Рузга, М.Самсонов, Я.Семполиньский, Я.Сеницкий, К.Скурчевский, М.Соколов, Я.Срока, А.Старчевский, Е.Стаюда, В.Стржеминский, Я.Тарасин, Б.Фалендер, С.Фиялковский, В.Хасёр, Г.Хростовская, М.Чапля, В.Шамборский, Б.Швач, В.Шипилов, Т.Шпунар, Э.Штейнберг, Й.Штерн, В.Яковлев, В.Янкилевский

Выставка являет собой пример «проблемной презентации» коллекции: на основе собранного Петром Новицким богатого художественного материала предлагается осмыслить политические, социальные и художественные процессы, происходившие в жизни обеих стран на протяжении пятидесяти послевоенных лет.

Рассматривая сегодня наше недавнее прошлое, мы можем переживать его в ином контексте. Ортодоксальные художественные формы ушедшего времени сегодня становятся особой художественной реальностью, представляя свою версию социальных и культурных процессов ХХ столетия и ведя диалог с культурой андерграунда.

Экспозиция выставки разбита на несколько разделов.

«Торжество идеологии» включает произведения, выполненные в духе соцреализма и сгруппированные вокруг таких тем, как «Революция», «Ленин - Сталин», «Великая Отечественная война», «Перекуем мечи на орала», «Счастливый человек», «Интеллигенция».

В разделе «Предшественники» представлены работы крупнейшего скульптора ХХ века Катажины Кобро и одной из самых заметных фигур польского авангарда - Владислава Стржеминского.

Следующий раздел посвящён так называемому второму авангарду в Польше. Начиная с выставки 1955 года в варшавском Арсенале польские художники могли работать без значительных идеологических ограничений. В Кракове Тадеуш Кантор вместе с Ионашем Стерном, Эрной Розенштейн и другими возобновил деятельность созданной в 1930-х годах Краковской группы, а в Варшаве Мариан Богуш основал галерею Кшиве Коло, в которой выставлялись включённые в этот раздел Тадеуш Доминик, Стефан Геровский.

Шестидесятые годы в Советском Союзе также оказались временем перемен. Работы художников этого периода можно увидеть в секциях выставки «Абстракция» и «Фигуративное искусство».

Неофициальная художественная жизнь 1970 - 80-х годов представлена работами Ильи Кабакова, Эрика Булатова, Эдуарда Штейнберга, Владимира Янкилевского, Владимира Яковлева, Владимира Немухина, Эдуарда Гороховского, Николая Вечтомова, Эрнста Неизвестного и других.

Часть выставки – «Знак и значение» – напоминает о символе и его значении в живописи периода с 1960-х по 80-е годы. В этом разделе преобладает геометрическая абстракция, представленная Генриком Стажевским, Рышардом Винярским и Генриком Берлеви, а также работами Генрика Мусяловича, Мариана Чапли.

Результатом объявленного 13 декабря 1981 года Войцехом Ярузельским военного положения, вывода на улицы польских городов тысяч солдат, введения комендантского часа и обострения цензуры был общепольский протест против репрессий. Отсюда название раздела - «Искусство протеста», включающего работы Ежи Рышарда Зелинского, Веслава Шамборского, Владислава Хасёра, Яцека Срока, Кшиштофа Ваховяка, Мариана Чапли, Тадеуша Боруты.

Начатая Михаилом Горбачёвым перестройка привела к распаду не только Советского Союза, но и всего блока социалистических государств Центральной и Восточной Европы. Раздел выставки, посвящённый искусству 1980-х годов в России, назван «Трансформация», здесь представлены работы Ильи Кабакова, Эрика Булатова, Владимира Немухина, Эдуарда Гороховского, Бориса Жутовского, Анатолия Брусиловского, Бориса Бича, Дмитрия Врубеля и других.

При поддержке:

Информационная поддержка:

 

      

Ежи Новосельский, Маяковский, 1950                               Макс Бирштейн, Доярка с Холмогор, 1953
Коллекция Петра Новицкого                                             Коллекция Петра Новицкого

Ежи Рышард Зелиньский (Юрры). Улыбка, т.е. „тридцать” - лат., „ха, хa, хa” - рус., 1974
Коллекция Петра Новицкого

 

2014предыдущий месяцследующий месяц
Facebook
Вконтакте
Instagram
Foursquare
Twitter
Теории и Практики
Youtube – Видео лекций
Подписка на еженедельную рассылку
Москва, ул. Зоологическая, 13. +7 (499) 254 06 74  © Государственный центр современного искусcтва. Разработка [artinfo]. Дизайн [Андрея Великанова]