Идея авангарда на новом этапе институциональной критики. Теории и практики

Конференция

20.06.2012, 10:00-20:00 среда

Facebook Вконтакте Twitter pinterest google+

Программа: [История и теория современного искусства]

Площадка: PROEKT_FABRIKA (Переведеновский пер., 18)

Координаторы: [Александра Обухова], [Наталья Смолянская], [Гийом Гаррета]

Участники: [Чухров Кети], [Хаим Сокол], [Антон Польский], [Виктор Мизиано], [Анастасия Захарова], [Екатерина Дёготь], [Габриэль Рокхилл], [Жан-Марк Пуэнсо], [Гийом Гаррета], [Олег Аронсон], [Арсений Жиляев], [Наталья Смолянская], [Алексей Пензин], [Александра Обухова]

Марсель Бродтерс. Музей Современного искусства. Отдел Орлов. Секция XIX века. Мастерская художника (30 rue de la Pépinière, Brussels.) , 27 сентября 1968 – 27 сентября 1969г.

Основная тема этой встречи связана с проблематикой концептуальной взаимосвязи понятий авангарда и институциональной критики в современном искусстве. Идея авангарда концептуально обоснована в «Теории авангарда» Питера Бюргера (1974) в контексте критической позиции, занимаемой художественным авангардом по отношению к институту искусства, понимаемому как организация производства и потребления объектов искусства в современном капиталистическом обществе.

Проект конференции предусматривает рассмотрение стратегий такого направления современного искусства, как институциональная критика, в свете позиций, занимаемых авангардными художниками по отношению к системе искусства, выставочной политике, отношениям со зрителями и участию искусства в социально-политической жизни.

Как объяснить, что, несмотря на очевидный анахронизм понятия «художественный авангард», современные философы и арт-критики вновь и вновь обращаются к этой проблематике? Возвращение к идее авангарда позволяет, возможно, переосмыслить современное искусство в соответствии с теми критическими и социо-политическими задачами, которыми сегодня насыщено поле искусства. Концепция авангарда формируется на основании ретроспективного осмысления художественных событий начала прошлого века. С тех пор каждый раз, когда необходимо вновь осмыслить «актуальное» состояние мира искусства, возобновляются дискуссии, начатые в результате этой ретроспективной концептуализации авангарда. По Бюргеру авангард конституируется на основе оппозиции автономному институту искусства, где под «институтом» понимается действующая в форме автономного феномена новая концепция искусства. Таким образом, критика автономии искусства становится решающим фактором для определения идеи авангарда в свете критики буржуазных институций.

Проект конференции по теме «Идея авангарда и новый этап институциональной критики» включает в себя рассмотрение вопросов, касающихся авангарда и современного искусства, по двум направлениям:

- изучение роли концепции авангарда в дискуссиях, актуализирующих политические аспекты искусства; рассматривающих вопросы автономии искусства, в том числе, анализируя двойственность сопротивления искусства товарному производству и участия и апроприации искусства в социальной жизни. Как выйти из круга «предопределенных» условий? Как проявляется активная роль искусства в новую эпоху институциональной критики по отношению к своему экспериментальному характеру? Идет ли речь о том, чтобы разбить изнутри рамки художественной институции, внедряя трансдисциплинарный подход в ее систему, или же, возможно разрушить или изменить границы самих художественных институций?

- как артикулируется критика в рамках выставок, в новую эпоху глобализации художественных институций и изменения взаимных позиций куратора и художника? Какова роль воздействия теории и как формулируется проблема возвращения или нового этапа теоретизирования по теме авангарда, ставшего актуальным в деятельности многих современных художников?

Таким образом, особого внимания заслуживает вопрос критического поля в современном искусстве, радикальной трансформации (или исчерпанности) стратегий институциональной критики и актуальности идеи авангарда в эпоху усиления гражданской и политической активности.

 

Программа

10.00 - 10.15 Вступительное слово: Художественный директор ГЦСИ Леонид Бажанов
10.15 - 10.45 "Возможности критики и массовое искусство" Жан-Марк Пуэнсо (профессор университета Ренн-2)
10.45 - 11.15 "Диалектика INSIDE и OUTSIDE: стратегии авангарда и институциональной критики в современном искусстве" Наталья Смолянская (Международный Колледж Философии, Париж, РГГУ, Москва)
11.15 - 11.45 "Является ли современное искусство наследником исторического авангарда ?" Екатерина Деготь (историк искусства и выпускающий редактор openspace.ru, Москва)
11.45 - 12.00 Кофе-брейк
12.00 - 12.30 "Социальная критика в контексте сайт-специфик арт" Анастасия Захарова (РГГУ, Москва)
12.30 - 13.00 "Искусство и жизнь: критика противоречия in adjecto политического искусства" Габриэль Рокхилл (Университет Вилланова (Филадельфия), Международный колледж философии, Париж)
13.00 - 15.00 Обед
Посещение выставки INSIDE_FABRIKA_OUTSIDE, посвященной проблематике авангарда и институциональной критике. ПРОЕКТ ФАБРИКА, зал ОЛИВЬЕ
15.00 - 15.30 "Современное искусство как высшая стадия монетаризма" Олег Аронсон (Институт философии РАН, Москва)
15.30 - 16.00 "Утопические горизонты кураторской практики" Виктор Мизиано (куратор, историк искусства, главный редактор Художественного журнала, Москва)
16.00 - 16.30 "Биополитика авангарда" Алексей Пензин (Институт философии РАН, Москва)
16.30 - 16.45 Кофе-брейк
16.45 - 19.15 Круглый стол по теме "Возможности критики и потенциал современного искусства: идея авангарда и новые выставочные стратегии"
Олег Аронсон, Гийом Гаррета, Екатерина Деготь, Арсений Жиляев, Анастасия Захарова, Виктор Мизиано, Александра Обухова, Алексей Пензин, Антон Польский, Жан-Марк Пуэнсо, Габриель Рокхилл, Хаим Сокол, Наталья Смолянская, Кети Чухров
19.15 - 19.30 Заключительное слово. Гийом Гаррета и Наталья Смолянская
Участники обсуждения за круглым столом: выступающие, а также Гийом Гаррета (директор Французского университетского колледжа в Москве, Международный колледж философии, Париж), Арсений Жиляев (художник, Москва, участник выставки INSIDE_FABRIKA_OUTSIDE ), Александра Обухова (куратор образовательных программ ГЦСИ), Антон Польский (художник, Москва, главный редактор сайта Партизанинг, участник выставки INSIDE_FABRIKA_OUTSIDE), Хаим Сокол (художник, Москва, Иерусалим, участник выставки INSIDE_FABRIKA_OUTSIDE), КЕТИ ЧУХРОВ (куратор научных программ ГЦСИ)

Конференция организована в рамках выставки INSIDE_FABRIKA_OUTSIDE в зале ОЛИВЬЕ ПРОЕКТа ФАБРИКА (5.06 - 25.06.2012)

Конференция и круглый стол пройдут на русском и французском языках с синхронным переводом.

Организаторы: Международный колледж философии (Париж), Центр творческих индустрий Фабрика, ГЦСИ

При поддержке: Посольства Франции в РФ, Французского Университетского Колледжа в Москве

 

2014предыдущий месяцследующий месяц
Instagram
Facebook
Вконтакте
Instagram
Foursquare
Twitter
Теории и Практики
Youtube – Видео лекций
Подписка на еженедельную рассылку
Москва, ул. Зоологическая, 13. +7 (499) 254 06 74  © Государственный центр современного искусcтва. Разработка [artinfo]. Дизайн [Андрея Великанова]