Сабир Гейбатов. Национальное в профессиональном.Национальное в профессиональном. Одним из наиболее сложных и актуальных вопросов, касающихся теоретического искусство знания и эстетической науки в целом, является проблема проявления черт национального своеобразия в современном профессиональном изобразительном искусстве Дагестана. Данная проблематика еще более усложняется, когда мы имеем дело с отдельной национальной культурой, (в нашем случае табасаранской) включенной в систему общедагестанской культурно-художественной парадигмы. Здесь необходимо учитывать специфику изобразительного искусства, исходя как из фактов его исторического возникновения, так и в гносеологическом аспекте, связанном с особым способом отражения явлений действительности, специфики художественного образа и языка искусства. Опираясь на это положение, скажем, что благодаря вышеуказанным аспектам современное
изобразительное искусство Дагестана является наиболее синтетической и диффузной фор-
мой коммуникации в сопоставлении с вербализированными видами художественной дея-
тельности, например, национальной литературой и национальным театром. Во всяком случае,
проблема проявления черт национального своеобразия по отношению к непосредственной
практике этого вида искусства будет стоять в ином и весьма своеобразном сущностно-онто-
логическом контексте. Поэтому крайне трудно говорить о наличии какого-либо особого узко-
национального изобразительного искусства (аварского, лакского, даргинского, лезгинского,
кумыкского и т.п.), с чем мы, тем не менее, часто встречаемся на различных выставках и пре-
зентациях художников, что не лишено интереса в аспекте социальной проблематики искус-
ства.
С другой стороны, вопрос о национальном своеобразии должен решаться и в собственно ис-
кусствоведческом смысле, включающим анализ художественного языка. Как верно отметил
С. Хан-Магомедов, до тех пор, пока существует определенный этнический коллектив, осозна-
ющий уникальность своего национального бытия, вопросы о качественном своеобразии и са-
мобытности его художественной культуры будут волновать многих исследователей. Выделив
из вышесказанного круга вопросов эстетической науки социально-исторический и символи-
ко-семантический (смысловой) аспект, скажем следующее: решение вопросов первого соци-
ально-исторического плана зависит от определенного этнополитического контекста конкрет-
ного хронологического периода и должно включать анализ биографического материала, свя-
занного с происхождением и этнической самоидентификацией творческой личности. Второй
план затрагивает внутреннюю структуру художественного объекта, включающего отношения
художественной формы и художественного содержания, тематики и стилистики произведе-
ния.
Данная статья предлагает решение этих вопросов на основе метода жанрово-видовой клас-
сификации, который позволяет выявить различные уровни и виды художественной деятель-
ности, сгруппировав разнообразные творческие поиски по отношению к различным уровням
культуры, от народно-национального до личностно-индивидуального. Это в не меньшей мере
касается проблематики традиции и инновации, прошлого и настоящего, истории и современ-
ности, так как выявляет в структуре художественной культуры наличие и функционирование
устойчивых форм, видов и жанров изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Говоря более конкретно, отметим, что если в творчестве мастеров, работающих на стыке де-
коративно-прикладного и станкового искусства, стремящихся стать продолжателями тради-
ции народных ремесел, черты национального своеобразия могут быть выявлены в более не-
посредственной и прямой форме, в станковой живописи многое зависит от выявления и ана-
лиза мировоззрения художника, его этнопсихологического темперамента, что является более
трудоемкой задачей, которую невозможно решить в рамках данной публикации.
Прежде чем перейти к анализу конкретного материала, отметим факт сравнительно неболь-
шого количества представителей табасаранской культуры в составе Союза художников РД. Это вызывает сожаление, учитывая тот высокий авторитет, какой снискало себе табасаранс-
кое традиционное народное искусство как в нашей стране, так и за ее пределами. В связи с этим особую значимость приобретает творчество тех художников Табасарана, которым нес- мотря на все сложности удалось реализовать свои врожденные способности. Наиболее интересной творческой самореализацией, ликвидирующей разрыв между традици- онным народным и современным профессиональным является инициатива табасаранской художницы Айбике Магомедовой. Откликаясь на общественный процесс 60-х годов, отразив- ший стремления к синтезу между различными видами декоративно-прикладного и станково- го искусства, художница несколько позднее претворила их в своем творчестве. Синтезируя принципы табасаранского ковроделия со станковым искусством, она выполнила ряд портрет- ных работ в традиционной технике. Не случайно, произведения А. Магомедовой попали в ми- ровые частные коллекции, как, например, портрет принца Кувейта, и стали известны широко- му зрителю благодаря их экспонированию на республиканских, всероссийских и междуна- родных выставках. Другим примером обращения к традиции национальных художественных ремесел Табасарана является творчество Гаджи-Ибрагима Азизова, который в течение двад- цати четырех лет преподает рисунок, живопись и технику инкрустации по шпону в Дагестанс- ком художественном училище. В своей излюбленной технике инкрустации Г. Азизов выпол- нил ряд работ, таких как портрет народного поэта Дагестана Сулеймана Стальского. В числе художников старшего поколения необходимо отметить А. Ш. Раджабова и М. И. Ап- чиева, долгие годы совместно работающих в области художественного оформления и торго- вой рекламы. В 70-е годы ими было создано художественное оформление магазина «Тула» (г. Махачкала) и «Музея боевой славы» (г. Дербент). Меасум Апчиев – один из признанных дизайнеров по интерьеру, получил престижное худо- жественное образование – он один из первых в Дагестане закончил высшее художественно- промышленное училище им. В. Мухиной в Ленинграде. В настоящее время он живет в Дер- бенте, работает главным художником Табасаранского театра. Абдурахман Раджабов в последние годы преподает в детской художественной школе, пере- давая свои знания подрастающему поколению. По отцовским стопам пошли и дети художни- ка – сын и дочь Абдурахмана Шабановича так же окончили Дагестанское художественное училище. Биография этого художника является прекрасным примером сочетания разных видов худо- жественной деятельности, и хотя они не явно связаны с традиционным искусством, на уровне мировоззрения живопись А. Ш. Раджабова обнаруживает самую тесную причастность к ми- роощущению своего народа. Именно у этого художника, на наш взгляд, наиболее ярко проявилось искреннее стремление к возвращению к национальным корням, при этом оно выражено не столько на уровне худо- жественной формы, сколько на уровне экзистенциального содержания. Поэтому одной из центральных в его творчества стала тема «Дороги возвращения домой». Испытав на себе не- гативное воздействие современной культуры, с ее тенденцией обезличивания и унификации, А. Раджабов обратился к весьма незамысловатому и немногословному жанру планерного пейзажа. Простота и непредвзятость – пожалуй, самое редкое качество в сегодняшней худо- жественной жизни – естественное свойство картин А. Ш. Раджабова. О величии и важности этой простоты великолепно сказал в своем философском эссе «Проселок» М. Хайдеггер: «Простота несложного сберегает себя в ее истине загадку всего великого и непреходящего». Начиная с двух первых произведений цикла «Остановка, придорожное кафе. Зима, возвра- щаюсь домой», и «Дорога в Хучни» живописец вводит в круг своего художественного мира. Картины выполнены в примитивистско-простонародной манере, что как нельзя лучше соот- ветствует атмосфере, сопровождающей путешествия в районы Дагестана. Когда же художник получает возможность после долгой дороги увидеть родной край, он дает себе возможность выразить всю полноту своего колористического дарования. Передавая в картине-пейзаже «Мой Табасаран» радость от встречи с Родиной, А. Раджабов ярким звучным аккордом рас- крывает перед зрителем богатство своей живописной палитры в изображениях горных сим- волов, обрамляющих чашеобразную долину, напоенную запахом и цветением растительнос- ти, контрастирующей с розово-красными оттенками в изображении полей, находящихся за селением. Произведения А. Раджабова безусловно свидетельствуют о творческой зрелости талантливого живописца. В отличие от художественного мироощущения старшего поколения, творческие поиски более молодых художников Избат Уруджевой и Ахада Гасанова, произведения которых вызывают интерес у дагестанской зрительской публики наполнены поисками новых путей националь- ного искусства. В работах И. Уруджевой живопись уподоблена духовному исканию самой се- бя и своего жизненного окружения. Философско-эстетические истоки ее художественного мироощущения содержатся в традиции как дагестанской, так и современной российской и западно-европейской духовной культуры, обнаруживающей тесные взаимосвязи с иррацион- алистическими течениями. Поэтому в ее работах мы встречаемся с влиянием таких направле- ний искусства XX века, как комплекс культуры модерна и символизма, абстрактного искус- ства, логического реализма и сюрреализма. Иконография картин И. Уруджевой балансирует на стыке традиционного и современного. Художница использует такие известные символы, как изображение свечи и свечения, являющиеся для автора воплощением духовного жизне- радующего начала. И. Уруджева работает во многих видах и жанрах живописи, таких как на- тюрморт, пейзаж, тематическая картина. Кристаллическое пространство образовано посред- ством положения различных конкурсных и силуэтных линий, переднего и заднего плана, и наполнено множеством таинственных свечений и туманностей. Многим запомнилась персо- нальная выставка И. Уруджевой, проведенная ею совместно с Е. Голиком несколько лет назад в выставочном зале Союза художников РД. В последнее время поиск веруностных духовно- философских оснований своего творчества побудил И. Уруджеву к созданию нового проекта под общим названием «Рождение света», который планируется провести в ближайшее время в Первой галерее. Те трудности, стоящие перед табасаранским профессиональным искусством, на которые мы указывали в начале статьи, отчасти компенсируются таким значительным и приятным фактом для национальной культуры, как появление целой династии художников-профессионалов, представленных двумя братьями Абдулахадом и Абдулгалимом и сестрой Марьят Гасановыми. Появление этой художественной династии во многом предопределено ее происхождением – интеллигентная табасаранская семья, сам жизненный уклад которой с одной стороны связан с современной культурой, представленной в лице главы семейства Исмаила Раджабовича Га- санова, много лет работавшего педагогом, впоследствии директором Дагучпедгиза, с другой – традиционно-народной культурой, представленной его супругой. В данной статье мы сосредоточим свое внимание на творчестве старшего сына – Абдулахада Гасанова, но прежде скажем о младших – Абдулгалиме, закончившим Высшее художественно- промышленное училище им. Строганова в Москве, проживающим в данное время за предела- ми республики и дочери Марьят, закончившей Текстильный институт и работающей старшим преподавателем в Московском государственном университете дизайна и технологии. Она яв- ляется автором учебного пособия по методике создания орнаментальных композиций, само название которого «К вопросу об орнаменте в композиции костюма», а также иллюстриро- ванный материал свидетельствуют о живой и развивающейся традиции табасаранской орна- ментики. Более других из династии Гасановых прожил в Дагестане Абдулахад и поэтому внес наиболь- ший вклад в развитие современного изобразительного искусства. Окончив вначале Дагестан- ское художественное училище им. Джамала, а затем художественно-графический факультет педагогического института, А. Гасанов неоднократно подтверждал большую одаренность как живописца на многих республиканских, региональных и общероссийских выставках. Абдула- хад является членом Союза художников России, о его творчестве вышла статья Л. В. Шахмар- дановой в журнале «Возрождение» № 3 за 1997 г., с самой лучшей стороны характеризую- щей творчество молодого мастера. Можно утверждать, что в сравнении с другими художни- ками Табасарана Абдулахад наиболее свободно владеет разнообразными техническими при- емами, что позволяет работать в нескольких живописных манерах. Весьма интересно его об- ращение к народной истории, навеянное романтическими традициями русского искусства XIX века. Глубокое проникновение в народную историю можно объяснить и тем фактом, что род- ной дядя художника – Магомед Раджабович Гасанов является доктором исторических наук, профессором, возглавляющим кафедру истории Даггоспедуниверситета, давшим первона- чальный толчок к развитию этого направления в творчестве молодого живописца. Тематика произведений А. Гасанова отразила смену общественных установок дагестанского искусства, а высокое мастерство и безупречное эстетическое чутье позволило Абдулахаду стать одним из признанных и известных мастеров республиканского художественного салона. Творчес- кий поиск А. Гасанова имеет разностилевой и разнотематическии характер, выражает свобо- ду авторского самовыражения. Он не чужд абстрактной и нефигуративной живописи, часто использует импрессионистическую палитру. Это особенно стало заметным в последние годы, после переезда в Петербург. Такие работы как «Весна», «Дни Петербурга в Финляндии», «Храм Николая Чудотворца» передают непосредственное трепетно-поэтизированое впечат- ление от натуры. Неоклассическими влияниями отмечены жанровые полотна «Балхарка», «Связь времен» пос- вященных горянкам Дагестана, в них звучит жизнелюбивая линия, проникнутая глубиной на- ционального мироощущения, музыкальностью и сочностью живописного письма, подчерки- вающего самобытность народного бытия. Рассмотрев многообразие творческих исканий табасаранских художников, мы попытались проследить различные пути художественного обращения к национальной специфике в сов- ременном профессиональном изобразительном искусстве на основе анализа конкретного материала. Мы можем резюмировать три главных направления, раскрывающих проблему на- ционального своеобразия в станковой живописи. Так например, основой эстетического вы- ражения национального самосознания для А. Раджабова является проникновение в природ- ное бытие, конкретный географический ландшафт, с которым связаны онтологические осно- вы существования определенного этнического коллектива. Другой метод обращения к национальной культуре, характерный для творчества И. Урудже- вой, использующей символико-знаковые формы художественного выражения, выходящие за пределы непосредственно воспринимаемой реальности либо в сторону подсознания, либо в надсознательное, правильнее было бы определить термином «транцендентирующий метод», т.е. такой, в котором художественная форма подчинена вербальному значению, выходящему за пределы объекта живописи. Третий – синтетический метод, по-видимому находит свое выражение в исторических реми- нисценциях живописи А. Гасанова, т.е. художник осознает свое национальное самосознание через обращение к темам национальной истории, пытаясь на ее основе осмыслить современ- ные проблемы. Не случайно в этой связи появляется работа А. Гасанова «Связь времен». Все три метода имеют важные эстетические перспективы в развитии табасаранского искус- ства, обращение к которому может происходить при условии вливания новых молодых худо- жественных сил, а также на основе расширения теоретического дискурса по вопросам на- циональной художественной культуры. Материалы научной-практической конференции «Современное искусство на Северном Кавказе. Морфология процесса». |
|