ПО ТУ СТОРОНУ МЕДИУМА: искусство, наука и воображаемое технокультуры

Составление и общая редакция Дмитрия Булатова

На рус. языке, 156 стр., 54 ч/б илл., 54 цв. илл., Калининград: БФ ГЦСИ, 2016. ISBN 978-5-94620-109-4

В истории европейской мысли всегда существовала острая полемика о субъекте, первооснове или субстанции, которые предположительно скрываются за внешними проявлениями мира. «Спрашиваешь ли ты, из чего это сделано — из земли, огня, воды и т. д., или же ты спрашиваешь, каков паттерн этого?» — лишь одна из формулировок этого классического вопроса о реальности. И если традиционное учение о бытии задавалось вопросом об общем логосе или паттерне того, что стоит за природными феноменами, то сегодня интерес философов и теоретиков медиа сосредоточен на том, что находится по ту сторону знаковых потоков, — в ситуации, когда эти знаки, как и их физические носители, являются технокультурными гибридами. В какой мере дискурс и контексты современной технокультуры зависят от антропологической матрицы, традиционно связывающей воедино верования и ритуалы, реальное и воображаемое, субъект и объект? Или эти высказывания производятся чем-то совершенно иным, не проводящим различия между человеческим и нечеловеческим, между субъектом и объектом, чувственным и умопостигаемым? Сосредотачивая внимание на произведениях искусства, выполненных с использованием новейших средств XXI века — робототехники, IT и биомедицины — авторы этой книги пытаются выяснить, что продвигает нас дальше в нечеловеческую область, в сумеречную зону между природой и культурой, где наука, язык и коллективное воображение интерферируют и проникают друг в друга? Возможно ли переизобрести язык, конструирующий и описывающий мир технологий? Насколько техническая реальность независима от наших действий и в особенности от наших восприятий?

СОДЕРЖАНИЕ

Дмитрий Булатов ПРЕДИСЛОВИЕ
Пьер Луиджи Капуччи ПРИРОДА ТЕХНОЛОГИЙ: ТЕХНОЛОГИИ КАК ПРИРОДА

Часть I. Абстрактные машины
Вадим Чалый КАНТ И ТРАНСГУМАНИЗМ, ИЛИ КАНТ+
Игорь Чубаров ЭЛЕМЕНТЫ МАШИННОЙ АНТРОПОЛОГИИ И РУССКИЙ ЛЕВЫЙ АВАНГАРД
Алла Митрофанова ПАНИКА СМЫСЛА: ПРАХ, ПЛОТЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ
Владимир Вельминский ПРОТЕЗЫ ДЛЯ МОЗГА

Часть II. Символические посредники
Эркки Хухтамо КАК РАБОТАЮТ ОБРАЗЫ ВООБРАЖАЕМОГО МЕДИАКУЛЬТУРЫ: МЕДИААРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА
Олег Аронсон АЛГОРИТМИЧЕСКИЙ ЭРОТИЗМ: НЕИСКУССТВО МАРСЕЛЯ ДЮШАНА
Михаил Куртов БЛАЖЕННЫЙ АВГУСТИН О ГРАФИЧЕСКОМ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОМ ИНТЕРФЕЙСЕ. К ТЕОЛОГИИ КОДА
Нина Сосна МЕДИАЛЬНОЕ VS АНТРОПОМОРФНОЕ

Часть III. Живые топологии
Дмитрий Булатов “ЖИВОЙ” АСПЕКТ “НЕЖИВОГО” ИЗМЕРЕНИЯ
Любовь Бугаева ИСКУССТВО БУДУЩЕГО: НЕЙРОКИНО
Дмитрий Галкин СВОБОДНЫЙ ИЗБЫТОК ЖЕЛАНИЯ: ГИБРИДНОЕ ИСКУССТВО
Ионат Цурр / Орон Кэттс СЕКУЛЯРНЫЙ ВИТАЛИЗМ ИЛИ ЖИДКИЕ АВТОМАТЫ

Часть IV. На грани хаоса и беспорядка
ПРОЕКТЫ ХУДОЖНИКОВ
Пета Клэнси и Хелен Пайнор, Гай Бен-Ари, Кирстен Хадсон, Марк Лоусон и Стюарт Ходжеттс, Педро Лопес, Туур ван Бален, Луи-Филипп Демер, Хизер Дьюи-Хагборг, Куда бегут собаки, Томас Фойерштайн, Марсель ван Бракель и Фредерик Дуэринк, Джеймс Аугер и Джимми Луазо, Дмитрий ::vtol:: Морозов, Коби Бархад, Жильберто Эспарса, Калеб Ларсен, Эдуардо Рек Миранда, Верена Фридрих, Марко Доннарумма и Батист Карамио

Часть V. Приложение
БИОГРАФИИ
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ

2014предыдущий месяцследующий месяц
Facebook
Вконтакте
Twitter
Youtube – Видео лекций
Instagram
Подписка на еженедельную рассылку
Калининград, ул. Дмитрия Донского, 7/11. +7 (4012) 60-43-29  © Государственный центр современного искусcтва. Разработка [artinfo]. Дизайн [Андрея Великанова]