Издания Балтийского филиала ГЦСИ

ПО ТУ СТОРОНУ МЕДИУМА: ИСКУССТВО, НАУКА И ВООБРАЖАЕМОЕ ТЕХНОКУЛЬТУРЫ

Составление и общая редакция Дмитрия Булатова

На рус. языке, 156 стр., 54 ч/б илл., 54 цв. илл., Калининград: БФ ГЦСИ, 2016. ISBN 978-5-94620-109-4

В истории европейской мысли всегда существовала острая полемика о субъекте, первооснове или субстанции, которые предположительно скрываются за внешними проявлениями мира. «Спрашиваешь ли ты, из чего это сделано — из земли, огня, воды и т. д., или же ты спрашиваешь, каков паттерн этого?» — лишь одна из формулировок этого классического вопроса о реальности. И если традиционное учение о бытии задавалось вопросом об общем логосе или паттерне того, что стоит за природными феноменами, то сегодня интерес философов и теоретиков медиа сосредоточен на том, что находится по ту сторону знаковых потоков, — в ситуации, когда эти знаки, как и их физические носители, являются технокультурными гибридами. В какой мере дискурс и контексты современной технокультуры зависят от антропологической матрицы, традиционно связывающей воедино верования и ритуалы, реальное и воображаемое, субъект и объект? Или эти высказывания производятся чем-то совершенно иным, не проводящим различия между человеческим и нечеловеческим, между субъектом и объектом, чувственным и умопостигаемым? Сосредотачивая внимание на произведениях искусства, выполненных с использованием новейших средств XXI века — робототехники, IT и биомедицины — авторы этой книги пытаются выяснить, что продвигает нас дальше в нечеловеческую область, в сумеречную зону между природой и культурой, где наука, язык и коллективное воображение интерферируют и проникают друг в друга? Возможно ли переизобрести язык, конструирующий и описывающий мир технологий? Насколько техническая реальность независима от наших действий и в особенности от наших восприятий?

Страница книги

АртГид 2015. Близкий Незнакомец: Гданьск — Калининград — Клайпеда / Художественный путеводитель, сборник текстов / Составители: Елена Цветаева, Илья Дементьев. - Калининград: БФ ГЦСИ, 2015. ISBN 978-5-94620-098-1.

В 2013 году в рамках проекта «Близкий незнакомец» литовские, польские российские деятели современного искусства и культуры отправились с 29 июня по 11 июля в арт-экспедицию по юго-восточному побережью Балтики с посещением исторических и культурных объектов и достопримечательностей, важных с точки зрения региональной идентичности.

Результатом стал уникальный арт-гид на русском и английском языках, представляющий различные взгляды на то, что объединяет эти три города в единый регион. Путеводитель задуман как книга для чтения, в которой множество сквозных и частных сюжетов. Партнеры из Калининграда, Гданьска и Клайпеды стремились исследовать и творчески высказаться по поводу естественно или искусственно созданных противоречий, стереотипов и предрассудков, сопровождающих территориальное соседство.

The Сity in Situ. Паблик-арт в Гданьске, Калининграде и Клайпеде / Каталог художественных проектов в публичном пространстве / Составители: Игнас Казакевичус, Агнешка Кулажинска, Ирина Чеснокова. - Калининград: БФ ГЦСИ, 2015.

Каталог выставки трансроссийского проекта «9000 километров», прошедшей в Центре современного искусства «Лажня» (Гданьск) и Центре культурных коммуникаций (Клайпеда) в 2014 году. Данный художественный проект – это результат совместной работы кураторов культурных и образовательных институций 8 регионов России, представителей «российских диаспор» в странах бывшего СССР и за рубежом. В каждом регионе была сформирована творческая группа, в которую вошли художники, литераторы, журналисты, арт-критики. Каждая из групп представила художественную или социальную брэндовую модель своего «места». «9000 км» – это объединение региональных проектов, показывающих «брендовые» модели и «проблемные точки», характерные для данного места, возникающие только в определенном контексте и субкультуре, объединенные в единое интеллектуальное пространство. Каталог выпущен в рамках проекта «Близкий незнакомец».

«ЛУНАЧАРСКИЙ: Рабочая станция Калининград», каталог выставки «БОК О БОК – Топп и Дубио против Юрия Луначарского» (04.10 - 20.10.2013). Составители: Топп и Дубио, Юлия Бардун. Фонд SNAP, Балтийский филиал Государственного центра современного искусства, 2015

 


«БОК О БОК» – это ретроспективная выставка, посвященная творчеству калининградского художника-скульптора Юрия Луначарского, прошедшая в Балтийском филиале ГЦСИ в октябре 2013 года. Юрий Луначарский — художник-скульптор из Калининграда, умерший в 2008 году в возрасте 30 лет и никогда не выставлявший своих работ. Арт-группа «Топп и Дубио» исследует его творческое наследие уже более пяти лет. Голландские авторы продолжают художественную практику калининградского скульптора путем сохранения, приведения в порядок его работ и их представления публике.

Помимо работ самого Луначарского, в каталоге представлены произведения арт-группы «Топп и Дубио», резонирующие с общими темами творчества калининградского художника. Тем самым «Топп и Дубио» актуализируют творчество Юрия Луначарского и создают пространство для переосмысления ценности его работ с точки зрения современного искусства.
 

Biomediale. Современное общество и геномная культура. Составление и общая редакция Дмитрия Булатова. На русском/английском языке, 27 x 21 см, 500 стр., 412 ч/б, 50 цвет. илл., твердый переплет, суперобложка, буклеты. Балтийский филиал Государственного центра современного искусства: Калининград, 2015 ISBN 5-7406-0853-7

Переиздание одноименной антологии 2004 года, первого в России междисциплинарного издания, направленного на осознание и комплексное изучение влияния, оказываемого развитием био- и генно-инженерных технологий на современное общество. Она посвящена анализу культурных, социальных, этических и идеологических аспектов воздействия этих методов (и ряда соположимых технологических направлений) на общественное сознание, выработке перспективных стратегий деятельности, направленных на культурную адаптацию этого влияния в обществе. Скрытый междисциплинарный конфликт научно-технологического и этико-эстетического элементов дискурса заставляет по-новому формулировать понятие дискуссионного пространства. Поэтому, наряду со статьями, дающими общее представление о состоянии био- и генно-инженерных технологий на сегодняшний день, и этико-философскими рефлексиями на тему, книга включает в себя материалы, посвященные теории и практике современного искусства, представители которого, взяв на вооружение новейшие технологические средства, предлагают свои варианты эстетического "освидетельствования" наступившей эпохи.

Сайт проекта

«Близкий незнакомец», каталог выставки. Составители: Александра Фомина, Валерия Лебедева, Ирина Чеснокова, Агнешка Володько. Балтийский филиал Государственного центра современного искусства, 2014

Каталог выставки, прошедшей в Гданьске, Калининграде и Клайпеде в 2014 году в рамках одноименного проекта. «Близкий незнакомец» – это, прежде всего, проект-исследование, в котором происходило осмысление и создание собирательного образа соседних территорий, времени, людей, города, ландшафта и т.д. В течение 10 дней во время визуальных резиденции художники изучали городское и ментальное пространство места, отличающееся от привычного окружения, в качестве объекта художественного интереса и социально-культурного взаимодействия.

Проект в первую очередь акцентировал близкое территориальное соседство России (Калининград), Польши (Гданьск) и Литвы (Клайпеды) и позволил зрителю понять и почувствовать страну и людей, живущих по соседству, через творчество современных художников, обращающихся к реальным существующим вопросам и проблемам. Попав в поле зрения художника, обыденные и типичные черты определенного региона становятся чем-то выдающимся. «Близкий незнакомец» насыщен рядом мест и историй, которые объединяют церковь Св. Иоанна в Мемеле, прусскую традицию сопровождения душ умерших, шоп-туры жителей Калининграда в Литву и Польшу, ощущение потерянного Кенигсберга, леди Александру – продавщицу из сувенирного киоска на Гданьской верфи, которая украшает вход в колыбель движения «Солидарность» живыми цветами.

Посредством содержательного столкновения «близкого» и «незнакомца» проект исследовал естественно или искусственно созданные противоречия, стереотипы и предрассудки, сопровождающие территориальное соседство, а также выявлял и то «общее», что делает нас близкими и притягательными. Выставка предложила свое прочтение этой дуалистичности, которая одновременно и объединяет и разъединяет три страны – «мы близкие или мы незнакомцы?», а также ответила на вопрос: «Что же на самом деле мы знаем друг о друге?».

Авторы представленных работ: Олег Блябляс, Юрий Васильев, Егор Лучшев, Александр Любин, Алексей Чебыкин (Россия), Юрга Барилайте, Марта Восилюте, Лаура Гарбстиене, Лаура Зала, Ремигиус Трейгис, Нериюс Янкаускас (Литва), Петр Виржиковски, Юлита Войцик, Артур Гоголькевич, Яцек Негода, Агата Новосельска, Ангелика Фойтух (Польша).

Юрий Васильев. Русский красный. / Yuri Vassiliev. Russian Red Project. На рус. / англ. языке, 76 стр., БФ ГЦСИ, 2013. Автор вступительного текста Иван Чечот.

Каталог выставки Юрия Васильева «Russian Red», прошедшей в Центре современного искусства "Лажня" (Гданьск, Польша) 20.09 - 25.10 2013 года. Авторский проект Юрия Васильева (р. 1950) «Russian Red» (видео, фото, перформанс, инсталляция), реализуемый художником с 2001 года, оперирует одним из самых распространенных стереотипов массового сознания, связанным с восприятием образа и истории России 20 века, как мифологического, так и идеологического — тотальностью красного.

Красный цвет для русской культуры избирательно харизматичен. Драматизм интонаций красного, как символа жизни и смерти, наивысшего напряжения достигает в 20 веке, сменившем вектор концентрации от красного красивого (Красная площадь) и цвета жизни, жертвенности и героизма (древнерусская иконопись), к знаку трагических предзнаменований ("Красный квадрат" К.Малевича), революционных настроений и преобразований (русский конструктивизм), впоследствии идеологически окрашенному 70-летней эпохой построения коммунизма.

Made in Kaliningrad. Exhibition of contemporary artists. / Сделано в Калининграде. Выставка современных художников. Составитель: Е.Уманский. На рус./лит./англ. языках, БФ ГЦСИ, 2013

Каталог выставки «Made in Kaliningrad», организованной БФ ГЦСИ в Центре культурной коммуникации (Клайпеда, Литва) 03.05-3.06.2013 года. Проект позволяет зрителю понять и почувствовать страну и людей, живущих по соседству, через творчество современных художников, обращающихся к реальным и насущным вопросам и проблемам. Какие ассоциации вызывает Калининград – анклав, не имеющий с Россией ни одной общей границы? Что такое советское, российское и национальное? В какой степени общественные свободы способны влиять и определять жизнь страны? Как проявляется этническая и гендерная идентичность в обычной жизни, человеческое и личное в социальном контексте?

Авторы представленных работ: Олег Блябляс, Юрий Васильев, Дмитрий Булатов, Алексей Чебыкин, Александр Подопригоров, Елена Цветаева, Евгений Уманский, Группа «Сан Донато», Группа «Нежные бабы», Александр Любин, Григорий Сельский, Группа «Общее вздрагивание», Егор Лучшев, Дмитрий Селин, Владимир Щербаков, Данил Акимов.

ЭВОЛЮЦИЯ ОТ КУТЮР: ИСКУССТВО И НАУКА В ЭПОХУ ПОСТБИОЛОГИИ. Часть II «Теория». Под ред. Дмитрия Булатова. На рус./англ. языке, 560 стр., 293 ч/б илл., Калининград: БФ ГЦСИ, 2013


Издание является второй частью одноименного международного исследования, посвященного анализу эволюционного потенциала, заложенного в основных технологических трендах XXI века – робототехнике, IT, биомедицине и нанотехнологии. Книга охватывает широкий круг вопросов, относящихся к художественной, эстетической и философской проблематике постбиологической эпохи – условий, при которых технологии связываются с целевым состоянием организма непосредственным образом. В работе над книгой приняли участие тридцать известных представителей современного искусства, философии, социологии и прикладных наук, среди которых: Энди Пикеринг (один из крупнейших историков современной науки, Великобритания), Борис Гройс (ведущий специалист по вопросам современного искусства, США), Стеларк (пионер технобиологического авангарда, Австралия), Йенс Хаузер (известный теоретик в области био-арта, Германия-Франция), Том Рэй (признанный специалист в области нейрохимии, США), Пьер-Луиджи Капуччи (эксперт в области science art, Италия), Эркки Хухтамо (один из ключевых исследователей археологии новых медиа, США), Рой Эскот (один из пионеров электронного искусства, Великобритания), Стив Поттер (ведущий специалист в области нейрофизиологии, США) и другие. Все статьи были подготовлены авторами специально для настоящего издания. В 2014 году проект был удостоен Национальной премии в области современного искусства «Инновация» (Москва).

Страница книги

ЭВОЛЮЦИЯ ОТ КУТЮР. ИСКУССТВО И НАУКА В ЭПОХУ ПОСТБИОЛОГИИ. ТОМ 1 – «ПРАКТИКА». Составление и общая редакция Дмитрия Булатова. Издание на рус/англ. языках, вступительные статьи Роя Эскота и Дмитрия Булатова, описания проектов, библиография, веблиография, глоссарий, 196 стр., 110 цв. / 52 ч/б иллюстрации, твердый переплет, книга + 2 DVD-ROM (коллекция из 45 фильмов), КФ ГЦСИ: Калининград, 2009. ISBN: 978-5-94620-054-7


Первый том антологии «Эволюция от кутюр» – это печатный каталог, состоящий из описаний и фотографий художественных проектов, а также уникальная коллекция из 45 документальных фильмов (на 2 DVD-ROM) о тех произведениях искусства, которые в последние годы были созданы художниками с использованием новейших технологий XXI века – искусственной жизни, робототехники, био- и генной инженерии. Средством художественного сообщения в этих работах служит живая или жизнеподобная материя, а основным изучаемым методом – сочетание свойств живого организма и технически воспроизводимого изделия. Антология дает емкое представление о нынешней стадии развития экспериментального искусства и об актуальных художественных стратегиях присвоения и изъятия дара подлинности, анализу которых посвящено это исследование. Презентация проекта состоялась в рамках XXX Московского международного кинофестиваля, а показы фильмов, помимо художественных выставок в Калининграде, Москве и Санкт-Петербурге, прошли на международных фестивалях и конференциях современного искусства в Берлине, Томске, Екатеринбурге и Петрозаводске. В 2009 году проект был удостоен Национальной премии в области современного искусства «Инновация» (Москва).

Сайт проекта

«Арт-гид. Кёнигсберг/Калининград сегодня». Составление и общая редакция: Е.Цветаева. На русском языке, КФ ГЦСИ, ОАО «Янтарный Сказ», 342 стр., 2005. ISBN 5-94620-019-4

"Арт-гид. Кёнигсберг/Калининград сегодня" – первая попытка создать эстетический и художественный путеводитель нового типа. Целый ряд калининградских и некалининградских, а также зарубежных авторов вдохновлялись современным Калининградом: город оказывает на многих сильное воздействие, хотя бы и негативное, он заставляет спорить, думать, фантазировать, искать. Он провоцирует размышления на темы политические и исторические, экзистенциальные, личные и т.д. В то же время путеводитель не хотел бы упускать памятники прошлого. Под последними мы понимаем не только архитектуру и скульптуру, но и саму городскую среду. В Калининграде трудно сказать, где кончается история, где начинается современность. Также почти невозможно здесь разделить, что относится к эстетике, искусству, а что стоит вне его. Панельные дома и Дом Советов – тоже искусство, архитектура и дизайн определенной эпохи.

Арт-гид – это результат работы Центра и большой международной творческой группы авторов из Австрии, Великобритании, Германии, Дании, Литвы, Новой Зеландии, Польши, России, Сербии, США, Франции, Швеции. Для гида были созданы разнообразные тексты. Их авторы – художники и архитекторы, фотографы, но также и писатели, и научные работники. Есть эссе людей, чья основная профессия не связана со словом, уличные интервью и даже сочинения детей.

Сайт проекта

HOMO SONORUS. Международная антология саунд-поэзии / Сост. и общая редакция Дмитрия Булатова. — Калининград: Государственный центр современного искусства — Калининградский филиал, 2001. 440 с. + 4 CD.

Данная антология, вышедшая впервые в России в таком объеме и диапазоне представленных в ней авторов, ориентирована на ознакомление российской аудитории с неизвестным феноменом современной литературы и искусства, каким на сегодняшний день является течение международной саунд-поэзии. Практическая часть проекта представляет собой 4 CD-коллекцию сонорно-поэтических произведений cтa десяти поэтов из двадцати двух стран мира, работающих в настоящее время в данном жанре и смежных аудио-арт направлениях.

Теоретическая база антологии состоит из иллюстрированных статей ведущих саунд-поэтов и исследователей данного направлении, посвященных как собственно проблематике жанра, так и истории развития звуковой поэзии в различных странах мира. Впервые обращение к такому экстремальному виду литературного творчества, как сонорная поэзия, позволит российскому читателю/слушателю проследить происходящие изменения в историческом поле понятий и выявить задачи, которые ставят перед собой современные экспериментальные поэты. Все аудиозаписи и теоретические статьи получены непосредственно от авторов специально для осуществления программы представления саунд-поэзии России Калининградским филиалом Государственного центра современного искусства.

Сайт проекта

 

2014предыдущий месяцследующий месяц
Facebook
Вконтакте
Twitter
Youtube – Видео лекций
Instagram
Подписка на еженедельную рассылку
Калининград, ул. Дмитрия Донского, 7/11. +7 (4012) 60-43-29  © Государственный центр современного искусcтва. Разработка [artinfo]. Дизайн [Андрея Великанова]